ФНС хочет привилегий в банкротстве, эксперты опасаются удорожания кредита

ФНС хочет привилегий в банкротстве, эксперты опасаются удорожания кредита
Источник: Федресурс
Время чтения: 12 минут

Федеральная налоговая служба (ФНС) предлагает приравнять налоговые долги стратегических компаний, предприятий и организаций, находящихся в процедуре несостоятельности, к требованиям, обеспеченным залогом, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с предложениями службы. Эксперты опасаются, что негативные последствия такого подхода затронут всю экономику.

Действующий закон о банкротстве защищает права залоговых кредиторов гораздо лучше, чем всех остальных. Предмет залога реализуется отдельно, 70% средств от его продажи достается залогодержателю (если эта сумма не выше размера долга), 20% - кредиторам первой и второй очереди, а 10% - для покрытия расходов на саму процедуру банкротства.

ФНС предлагает изменить это правило для стратегических предприятий (производят продукцию или услуги, имеющие стратегическое значение для обороноспособности и безопасности государства, их перечень установлен указом президента и распоряжением правительства). Служба считает, что требования к ним, обеспеченные залогом имущества, и задолженность по налогам и сборам надо уравнять.

В мае 2019 года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов провел совещание по поводу предложенных ФНС изменений в закон о несостоятельности в части залоговых прав Российской Федерации, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с обсуждением. По его словам, по его итогам Минэкономразвития, Минфину и Банку России до середины июня было предложено оценить идеи ФНС и высказаться о возможных мерах повышения эффективности взыскания налогов и сборов, которые бы одновременно не ухудшили условия кредитования.

В Минэкономразвития, Банке России, ФНС вопросы "Интерфакса" по поводу обсуждаемых изменений оставили без ответа. В Минфине - переадресовали в Минэкономразвития.

Козырь в рукаве

Рассматривается два варианта реализации такого подхода, рассказал собеседник "Интерфакса". Первый - налоговые претензии объявляются обеспеченными залогом имущества должника в силу закона в момент включения их в реестр кредиторов. Второй - направлять 25% средств от реализации имущества, заложенного коммерческому кредитору, на погашение долгов перед бюджетом.

Ни тот, ни другой вариант не нравится экспертам. Предложения ФНС противоречат принципу равенства участников гражданских правоотношений, сказал "Интерфаксу" партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры" Магомед Газдиев. Идеи ФНС нарушают интересы кредиторов, которые не знали о налоговых проблемах должника, считает партнер юрфирмы "ЮСТ" Александр Боломатов.

Положение коммерческих кредиторов в случае воплощения в жизнь таких предложений ФНС Газдиев сравнил с игрой в карты против того, кто держит козырь в рукаве. "Профессиональные кредиторы, в первую очередь банки, разумеется, отреагируют тем единственным способом, который представляется им наиболее эффективным: повышением стоимости кредита для стратегических предприятий", - считает Газдиев.

В России насчитывается порядка тысячи "стратегов", банкротятся они нечасто. В 2018 году несостоятельными были признаны семь стратегических предприятий, а за январь-май 2019 года - одно - 9-й центральный автомобильный ремонтный завод (Саратовская область), следует из данных Единого федерального реестра сведений о банкротстве ("Федресурс", bankrot.fedresurs.ru).

Но реализация предложений ФНС окажет влияние не только на этот сегмент, считают эксперты. "Возросшие риски кредитования стратегических предприятий банки будут хеджировать за счет повышения стоимости кредитов для всех остальных", - прогнозирует Газдиев. "Нормальную систему кредитования, хозяйственную деятельность компаний перекорежит до неузнаваемости", - согласен Боломатов.

Сиюминутная выгода

Интерес ФНС к залогу объясним - залоговым кредиторам удается в ходе конкурсного производства вернуть до 27,3% задолженности, тогда как "обычным" - лишь 3,9%, свидетельствуют данные "Федресурса" за I квартал 2019 года.

Наполняемость бюджета может улучшиться, соглашается Газдиев. Но только в краткосрочной перспективе. "В итоге инвестиций в экономику станет еще меньше, и отложенный [негативный] эффект для наполняемости бюджета не заставит себя долго ждать", - считает он.

Боломатов называет еще одно потенциальное негативное последствие: банки ощутят потери и будут считать, что государство им должно. "Государственные, да и коммерческие банки будут просить государство о компенсации. Говорить, что кредитовали это учреждение, а государство в лице налоговой все забрало", - сказал Боломатов.

ФНС предпринимает очередную попытку получить преимущества перед другими кредиторами в деле о банкротстве, отмечает старший юрист, адвокат АБ КИАП Илья Дедковский. "Процедура банкротства рискует окончательно превратиться в институт бесполезный для независимых и незалоговых кредиторов", - опасается он.

Усложнить начало банкротства

Еще одно предложение ФНС касается правил возбуждения дела о банкротстве стратегического предприятия, рассказал источник "Интерфакса". Сейчас его можно инициировать при наличии долга свыше 1 млн рублей, а служба предлагает добавить новые условия: долг подтвержден исполнительным листом, а с момента получения акта о невозможности взыскания прошло более двух месяцев.

Этот механизм, безусловно, заслуживает внимания, считает директор Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Кирилл Ноготков.

"Он направлен на уменьшение риска недобросовестности со стороны кредиторов, особенно по небольшим суммам, и предусматривает возможность сохранения самого предприятия. А это очень важно, так как в большинстве случаев стратегические предприятия - градообразующие или системно значимые для экономики региона, где они расположены", - говорит Ноготков.