svg-icon-ins svg-icon-adp svg-icon-ac svg-icon-bks svg-icon-bnk svg-icon-cor svg-icon-crm svg-icon-cst svg-icon-emp svg-icon-enr svg-icon-frz svg-icon-ica svg-icon-inv svg-icon-ip svg-icon-lit svg-icon-lnd svg-icon-ntr svg-icon-shp svg-icon-tax

Энергетика и коммунальный комплекс

Илья Ищук

Илья Ищук

Партнер
Адвокат
к.ю.н

Электроэнергетика

Многочисленные институциональные и структурные изменения, имевшие место в отрасли в последние годы, в конечном итоге привели к тому, что центростремительные тенденции в электроэнергетике в конечном итоге возобладали над центробежными. Сбытовые и генерирующие активы вновь сосредотачиваются под контролем ограниченной группы инвесторов, значительная часть которых имеет непосредственное отношение к государству. Основным достижением реформы в электроэнергетике стало создание новой институциональной среды, основанной на разделении видов деятельности на конкурентные (генерация, сбыт, сервисно-ремонтные услуги) и естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и запрете их совмещения, а также создание правовых основ функционирования рынков электроэнергии: оптового и розничных.

Формально переходный период в энергетике завершен - вступили в силу правила функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, не носящие переходного характера. Однако практика показала, что эти правила не менее противоречивы, как и те, что действовали ранее. Как следствие, наблюдается устойчивый рост серьезных конфликтов в отрасли.

Так, функционирование оптового рынка электрической энергии и мощности основано на многочисленных регламентах и типовых договорах, утверждаемых НП «Совет рынка», которые подвержены частым изменениям и в результате содержат значительное количество противоречий. Кроме того, запланированные в результате реформы полная либерализация рынка электрической энергии и создание конкурентного рынка мощности не были полностью достигнуты. Тем самым часть инвесторов лишена тех возможностей обеспечения окупаемости проектов в энергетике, на которые они изначально рассчитывали.

В этих условиях приоритетной задачей для предприятий отрасли, прежде всего для энергосбытовых и частных генерирующих компаний, становится поиск дополнительных возможностей защиты своих имущественных интересов в отношениях с контрагентами, органами регулирования, инфраструктурными организациями. В то же время, несмотря на затянувшуюся реформу, наблюдается устойчивый рост числа, прежде всего, иностранных инвесторов, что дает основания ожидать определенное увеличение инвестиционной активности, и, как следствие, рост количества сделок по приобретению активов.

Теплоснабжение и коммунальный комплекс

Правовое регулирование отношений по производству, передаче и поставке тепловой энергии и мощности отличается значительной спецификой. С одной стороны, существенная часть тепловой энергии в России производится в режиме  комбинированной выработки, и функционирование тепловых электростанций подчиняется нормам законодательства об электроэнергетике. С другой стороны, тепловая энергия и горячая вода рассматриваются законом как коммунальный ресурс, поставка которого подчинена нормам законодательства об организациях коммунального комплекса, а в значительной части – и жилищного законодательства.

Множественные правовые коллизии между нормами перечисленных отраслей и пробелы в правовом регулировании продолжают становиться причинами возникновения конфликтов между участниками рынков тепловой энергии, а также претензий регулирующих органов, в том числе антимонопольных.

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», который в очередной раз изменил требования в поставке горячей воды. Вступление в силу новых норм также привело к множеству разночтений и вытекающих из них конфликтов. Ключевой проблемой теплоснабжающих организаций является несовершенство механизмов тарифного регулирования отрасли, не позволяющих компенсировать весь объём экономически обоснованных расходов на осуществление регулируемой деятельности. Применение предельных тарифов, предельных индексов роста платы за коммунальные услуги, зачастую произвольная оценка затрат на производство и передачу тепла тарифным органами, несовершенство методик учёта и начисления - это лишь самые основные причины возникновения убытков теплоснабжающих организаций.

Между тем, складывающаяся судебная практика даёт возможность с учётом конкретной ситуации выработать действенные механизмы по минимизации или возмещению данных убытков.

Корпоративный консалтинг, сопровождение сделок и инвестиционных проектов:

  • Сопровождение сделок по продаже/приобретению/аренде активов в сфере энергетики и коммунального хозяйства, а также привлечению финансовых инвесторов (M&A);
  • Сопровождение инвестиционных проектов по строительству новых и переоснащению существующих энергетических объектов, в том числе разработка договорных структур, подготовка инвестиционных договоров, договоров о совместной деятельности, договоров подряда и иных соглашений;
  • Проведение юридической и налоговой проверки деятельности электро- и теплогенерирующих, транспортных, сервисных компаний (групп компаний) по заказу потенциальных покупателей/инвесторов или текущих владельцев бизнеса, в том числе для целей выхода на публичный рынок капитала (due diligence);
  • Разработка оптимальных целевых структур владения, управления и операционных структур групп электро- и теплогенерирующих, сбытовых и сервисных компаний с целью уменьшения рисков и повышения степени защиты активов;
  • Подготовка документов, регулирующих корпоративное управление в компании / группе компаний.

Отраслевой консалтинг:

  • Правовое сопровождение процедуры получения потребителями и поставщиками статуса субъекта оптового рынка электроэнергии (мощности), регистрации новых или изменённых групп точек поставки, получения балансовых решений, допуска к торговой системе оптового рынка;
  • Консультирование по вопросам построения эффективных договорных связей в сфере энергоснабжения;
  • Консультирование по вопросам, связанным с реализацией инвестиционных программ субъектами электроэнергетики;
  • Консультирование по вопросам специального отраслевого нормативно-правового регулирования, в том числе при планировании и реализации инвестиционных проектов как формата greenfield, так и формата brownfield;
  • Консультирование  в области тарифного регулирования, в том числе правовое сопровождение подготовки и защиты тарифных заявок;
  • Консультирование по вопросам антимонопольного регулирования в электроэнергетике, в том числе комплексный правовой анализ типовых договоров и внутренних регламентов компании;
  • Анализ и подготовка  проектов договоров договоров на проектирование, строительство или реконструкцию энергетических объектов, а также иных договоров, связанных с реализацией инвестиционных проектов в энергетике;
  • Анализ и подготовка договоров электро- и теплоснабжения, передачи электрической и тепловой энергии, технологического присоединения к электрическим и подключения к тепловым сетям;
  • Анализ системы сбытовой деятельности электро-, теплоснабжающих организаций и организаций коммунального комплекса, выявление причин убыточности сбытовой деятельности и выработка рекомендаций по их устранению;
  • Комплексный анализ дебиторской задолженности энергоснабжающих организаций и иных организаций коммунального комплекса;
  • Консультирование по правовым вопросам энергосбережения и организации учёта энергоресурсов.

Налоговое консультирование и сопровождение налоговых споров:

  • Судебное и досудебное оспаривание решений, иных ненормативных актов  и дейст­вий/бездействий налоговых органов, в том числе налоговый учет потерь тепло- и электроэнергии, учет в целях налогообложения отчислений в отраслевые фонды и т.д.;
  • Анализ потенциальных налоговых рисков, полноты использования всех налоговых льгот (в том числе и специфичных для отрасли, таких как применение ускоренной амортизации по основным средствам, работающим в условиях опасной среды) и возможности минимизации налоговых потерь.

Сопровождение судебных споров:

  • Отраслевые коммерческие споры в российских судах, третейских судах и коммерческих арбитражах;
  • Споры, возникающие в связи с функционированием оптового и розничных рынков электрической энергии;
  • Споры, возникающие между участниками рынков при применении тарифов на электрическую и тепловую энергию, коммунальные ресурсы;
  • Споры с уполномоченными органами регулирования по вопросам принятия тарифных, балансовых решений, утверждения нормативов, а также возмещения убытков, причинённых незаконными решениями, действиями или бездействием государственных и муниципальных органов;
  • Споры с антимонопольными органами по вопросам соблюдения законодательства о защите конкуренции и о естественных монополиях;
  • Споры между ресурсоснабжающими организациями и потребителями жилищно-коммунальной сферы;