UPD:Обзор основных мер, принятых в ответ на санкции недружественных стран

UPD:Обзор основных мер, принятых в ответ на санкции недружественных стран
Время чтения: 6 минут

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1. Источники Контрсанкций

«Меры воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств» (далее – «Контрсанкции») преимущественно вводятся решениями Президента России в соответствии с федеральными законами. Правительство России в развитие решений Президента России принимает постановления, которыми уточняется порядок реализации Контрсанкций.

Также в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Центральный банк России может использовать инструменты, направленные на повышение стабильности финансового рынка.

Кроме того, был принят ряд законов о внесении изменений в действующее корпоративное законодательство, законодательство о защите конкуренции, торговле, валютном регулировании.

Обращаем внимание, что нормотворчество в текущей ситуации характеризуется поспешностью принимаемых актов, что приводит к несовершенству юридической техники в ходе их утверждения и публикации, а также к несогласованности предметов ведения между различными органами власти. Некоторые из проблем в дальнейшем исправляются в разъяснениях и информационных письмах государственных органов и их должностных лиц, а также в протоколах Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее – «Правительственная комиссия»), которыми неопределенному кругу лиц выдается разрешение на некоторые виды сделок.

2. «Недружественные» лица

Бóльшая часть Контрсанкций оперирует терминами «недружественные государства» и «иностранные лица, связанные с недружественными государствами». Перечень «недружественных государств» установлен Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р. Лицо попадает под ограничения Контрсанкций, если оно связано с «недружественными государствами» посредством:

• гражданства;

• места регистрации;

• места преимущественного ведения бизнеса;

• места преимущественного извлечения прибыли;

• контроля со стороны указанных лиц.

Последний из указанных критериев означает, что российские «дочки» иностранных компаний или бенефициаров с паспортом из «недружественных» юрисдикций могут быть сами по себе признаны лицами, связанными с «недружественными» странами.

Однако существует ряд исключений из данных критериев. Так, представителями «недружественных» стран не являются:

• лица, находящиеся под контролем «дружественных» лиц, если такой контроль установлен до 1 марта 2022;

• лица, находящиеся под контролем «дружественного» иностранного государства, если такой контроль установлен до 1 марта 2022;

• лица, отвечающие одновременно следующим требованиям: o находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц;

Более подробно ознакомиться и скачать обзор можно по ссылке