Выиграли выжившие: как работа юристов изменилась в пандемию

Выиграли выжившие: как работа юристов изменилась в пандемию
Источник: Право.ru
Время чтения: 17 минут

Вести переговоры через экран монитора стало привычным делом. Все плюсы такого формата пока перевешивают его минусы, утверждают отпрошенные эксперты. При этом некоторые юристы все же скучают по «живому общению». А вот онлайн-заседаниям рады все. Правда, хочется, чтобы суды установили четкие единые правила для своей работы в пандемийное время. Немало проблем за время коронавирусных ограничений испытали уголовные адвокаты и их доверители, находящиеся в изоляторах.

Повсеместный онлайн

«Удаленка» стала привычной. Правда, работа юристов нередко и до пандемии носила гибридный характер: кто-то мог работать из дома несколько дней в неделю. Поэтому для некоторых коллег подобный режим не стал чем-то сверхъестественным, говорит управляющий партнер КИАП Андрей Корельский. Столичные юрфирмы все активнее привлекают к своей деятельности сотрудников из регионов, рассказывает партнер Delcredere Андрей Тимчук: «Благодаря пандемии все поняли, что сотрудник может работать из любой точки земного шара».

При этом в новых условиях остро встал вопрос развития компетенций тайм-менеджмента и индивидуальной продуктивности. С одной стороны – стресс от непрогнозируемого развития пандемии, с другой – добровольно-принудительная изоляция всех членов семьи, рассуждает партнер АБ Качкин и Партнеры Кирилл Саськов. Сюда же еще добавились непривычные условия труда, не говоря уже о необходимости своевременно выполнять все задачи клиентов.

Глобально изменилось отношение внутри коллектива. Задачи стали более четкими и понятными, люди перестали тратить время друг друга на бесполезные разговоры, сейчас весь день заполнен исключительно работой. Но живого общения стало сильно не хватать.

Дарья Загребина, старший юрист Deloitte Legal CIS 

По словам Корельского, стало меньше «живых встреч» в офисах клиентов. Речь идет особенно об иностранных компаниях, большинство из которых до конца 2021 года работают в удалённом формате. Коммуникации теперь все чаще идут в Zoom, подтверждает управляющий партнер Стрижак и партнеры Максим Стрижак. Туда «перекочевали» и многие внутренние процессы: от совещаний до обучения.

А вот сами задачи юристов не слишком поменялись. Зато появились новые возможности. Компаниям приходится становиться более технологичными, утверждает Тимчук. 

Юристы, понимая, что их клиенты столкнулись со сложностями в своем бизнесе, стали настоящими «заботливыми родителями»: поддерживали предпринимателей и оперативно подсказывали, как корректнее и правильнее принимать решения в правовом фарватере противоречивого потока пандемийного нормотворчества.

Кирилл Саськов

Онлайн в жизни юристов теперь везде и надолго. Удобств от такого формата немало. Экономится куча времени на логистике, подчеркивает Корельский. Есть пока проблемы со стабильным качеством сетей и конфиденциальностью, но плюсы их перевешивают, добавляет он. С ним соглашается и Стрижак. Первоначальный стресс ушел, и сегодня ощущается рост продуктивности юристов, работающих в таком режиме, поддерживает мнение коллег Саськов.

68951.png

Суды тоже привыкли к проведению онлайн-заседаний, появилась возможность знакомиться с материалами дела удаленно. Все это можно только поприветствовать, говорит партнер Ost legal Вадим Цветков. Его самого смущает отсутствие единых правил работы судов. Некоторые из них по-прежнему ограничивают количество представителей в заседании независимо от сложности и категории спора. Тимчук надеется, что такая мера имеет временный характер. По его мнению события последнего года подтолкнули юридическую отрасль вперед.

«Бенефициары» пандемии

При этом есть несколько практик, которые приняли на себя самый мощный удар от пандемийных мер. Традиционно судебные и банкротные юристы как санитары леса зачищали раненых и погибших бизнесменов от последствий сложившейся ситуации, констатирует Корельский. По его словам, в тренде еще все, что связанно с цифровизацией, искусственным интеллектом и фармой.

Число банкротств пока не слишком выросло. Почему?

1. Мораторий был неэффективен и защитил не те отрасли, которые действительно пострадали.

2. Всплеск банкротств отложен на осень 2021 года, поскольку кредиторы еще не успели получить решения судов по пандемийным долгам и обязательствам.

3. Мораторий и поддержка Правительства были настолько эффективны, что банкротов в стране почти не осталось.

Источник: Владимир Ефремов, партнер Арбитраж.ру

Практики разрешения споров оказались особенно в выигрышном положении. Пандемия сильно ударила по исполнению обязательств со стороны тысяч компаний, что неминуемо приводит к появлению новых судебных дел, говорит партнер Арбитраж.ру Владимир Ефремов.

На фоне происходящего появилась и отдельная отрасль – «коронавирусное право». Юристы оттуда помогают клиентам получать господдержку, добиваться досрочного прекращения договорных отношений, занимаются спорами с государственными органами, рассказывает управляющий партнер ЮФ Варшавский и партнеры Владислав Варшавский.

«Уголовники» и их клиенты в проигрыше

Непросто пришлось в пандемию уголовным адвокатам и их клиентам. Правоохранительная система использовала эту ситуацию, чтобы лишний раз ущемить права граждан. Так, в СИЗО защитникам приходилось общаться с доверителями в комнатах, где обычно проходят свидания арестантов с родственниками: через стекло и по внутреннему телефону, рассказывает управляющий партнер АБ Адвокатское бюро «ЗКС»  Денис Саушкин. Очевидно, что ни о какой конфиденциальности общения с адвокатом говорить не приходится, возмущается он. При этом подобные правила распространялись на всех. Следователи и оперативники могли беспрепятственно, не соблюдая социальную дистанцию, приходить к обвиняемым.

Стало невозможно знакомиться с материалами дела, так как в здания судов пускали по спискам только участников разбирательств, назначенных на этот день. Гласность судебного процесса также была задвинута на дальнюю полку. Ни близкие, ни родственники, ни заинтересованные слушатели попасть на заседания не могли.

Денис Саушкин

В судах уголовные процессы тоже шли со значительными ограничениями. Возникали проблемы с видеосвязью и допуском свидетелей защиты, перечисляет партнер АБ Адвокатское бюро «Q&A» Сергей Токарев. По его словам, лишь с сентября 2020 года всё вернулось в привычную канву.

За прошедший пандемийный год в проигрыше оказались и адвокаты, и доверители. Первые хотят нормально работать, а вторые – получать качественную защиту. Но коронавирусные ограничения мешают обеим сторонам, констатирует Саушкин. Если какие-то плюсы от сложившейся ситуации адвокатам и удавалось извлекать, то они обычно касались конкретных дел. Под предлогом самоизоляции для пожилых доверителей одно дело смогли удачно затянуть и изменить его территориальную подсудность, рассказал партнер Romanov & Partners Law Firm Матвей Протасов.

Попытка найти плюсы

В новых условиях сложно найти явных победителей и проигравших. Выиграли все, кто выжил и сохранил позиции, считает Корельский. Те, кто лучше адаптируется к новым условиям, активнее использует все нововведения, открыт новому и не боится экспериментировать, подчеркивает Стрижак. При этом, оценивая ситуацию в перспективе, можно сказать, что вызовы, с которыми сталкиваются и юристы, и их клиенты настраивают на взаимовыручку, считает Саськов. Но не все видят плюсы в сложившейся ситуации.

Глобально, вряд ли кто-то выиграл от самой ситуации. Клиенты понесли большие потери в период пандемии. Результатом этого является сокращение издержек. У многих клиентов первыми «под нож» идут расходы на консультантов. В свою очередь, это крайне негативно влияет на юридический рынок. Конкуренция еще больше увеличивается, а цены еще больше снижаются. Уже сейчас не все компании выдерживают эту конкуренцию.

Андрей Тимчук

Автор: Алексей Малаховский