Поручено разобраться: правительственные меры по контролю над контрагентами госкомпаний

Источник: Закон
Время чтения: 6 минут

30 декабря 2011 г. Правительство РФ посредством поручения обязало энергетические и иные госкомпании и госбанки раскрыть бенефициаров своих контрагентов. При этом было указано на необходимость расторжения договоров с контрагентами, отказавшими в представлении соответствующей информации. Это поручение вызвало неоднозначную реакцию юридического сообщества. Мы обратились к нашим экспертам с просьбой прокомментировать данное Правительством поручение.

Комментарий партнера адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», к.ю.н, Ильи Ищука:

Вообще, требования по раскрытию подобной информации вполне соответствуют международным стандартам борьбы с конфликтом интересов, причем не только в компаниях с государственным участием, но и в полностью частных компаниях. В том или ином виде подобная практика существует и в США, и в странах Европы. Поэтому в самой инициативе я не вижу ничего противозаконного или не соответствующего интересам развития бизнеса. В то же время, как и в некоторых других случаях, вызывает сомнения способ, которым эта инициатива воплощена в жизнь в России. Представляется, что система раскрытия такой информации должна быть максимально прозрачна и понятна тем субъектам, на которых распространяются ее требования. При этом, полагаю, сам порядок должен быть детально урегулирован и не должен противоречить сложившейся деловой практике и нормам гражданского законодательства.

В рассматриваемом же случае налицо как минимум одно противоречие, наличие которого отмечают многие эксперты: неясно, по каким гражданско-правовым основаним госкомпании должны расторгать уже действующие контракты с теми, кто не раскрыл своих бенефициаров. Какие бы юридические конструкции ни придумывались сейчас, уже по факту вступления в силу распоряжения Правительства очевидно, что действующее законодательство прямого ответа на этот вопрос не содержит. Такая ситуация, во-первых, является стимулом для исключительно формального исполнения требований по раскрытию информации, во-вторых, может повлечь за собой возникновение значительного количества конфликтов, потенциаль о трансформирующихся в судебные споры.

Кроме того, вызывает сомнение и достаточная эффективность такой меры. Она будет действенна лишь в отношении тех случаев, когда конфликт интересов очевиден. Однако, вероятнее всего, таких случаев немного. Реальные бенефициары зачастую могут скрываться за формальными владельцами бизнеса, между которыми отсутствует очевидная связь. Таким образом, я опасаюсь, что хорошая и в целом правильная идея может не дать того эффекта, которого от нее ожидают.

Источник: Закон (Февраль, 2012)