Пакетные разногласия

17.08.2011

Эксперт: Илья Ищук

Нижегородский филиал «Ростелекома» пожаловался в антимонопольную службу на рекламную акцию «ЭР-Телекома», пообещавшего потребителям месячный пакет услуг (интернет, кабельное ТВ и телефония) за 1 рубль. По мнению «Ростелекома», такая стоимость услуг связи противоречит тарифам, установленным ФСТ. Эксперты считают процесс фактически прецедентным — до сих пор «Ростелеком» не инициировал подобные разбирательства, и полагают, что такими методами оператор пытается приостановить экспансию основного конкурента на нижегородский рынок интернет-услуг и кабельного телевидения.

О том, что ОАО «Ростелеком» направило в управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области жалобу на действия ЗАО «ЭР-Телеком», выразившиеся в необоснованном установлении цены на услугу подключения «Sunny 3 в 1 (интернет, кабельное ТВ и телефония) стоимостью 1 рубль», „Ъ“ сообщили в теруправлении ФАС. По словам представителя ведомства Ольги Бужак, заявление нижегородского филиала «Ростелекома» касается распространения на официальном сайте «ЭР-Телекома», рекламных щитах и рекламных буклетах информации о проведении с 1 июня по 31 августа акции по предоставлению пакетной услуги «Sunny». По мнению заявителя, «ЭР-Телеком» нарушает закон «О защите конкуренции», обещая абонентам месяц предоставления услуги за 1 рубль. «Ростелеком» счел, в частности, что такая информация в рекламе не соответствует действительности, поскольку в прейскуранте на официальном сайте «ЭР-Телекома» указаны другие цена и условия, не обозначенные в рекламе. Кроме того, указывает «Ростелеком», при подключении пакета услуг у абонента возникают обязательства по нерасторжению заключенного договора в течение 12 месяцев, за нарушение которых предусмотрен штраф. Также, по мнению «Ростелекома», рекламируемый «ЭР-Телекомом» пакет включает в себя как услуги, тарифы на которые операторы связи вправе устанавливать самостоятельно (интернет и кабельное телевидение), так и услуги, тарифы на которые подлежат государственному регулированию (услуги телефонной связи). «Госрегулирование тарифов осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая устанавливает тарифы на услуги на основании расчета экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли. В данной ситуации минимальным предельным уровнем тарифов является уровень экономически обоснованных затрат оператора связи, которые явно превышают 1 рубль, эта цена несопоставимо мала по отношению к сумме расходов, необходимых для производства и реализации таких услуг и прибыли, и, по существу, является не более чем необоснованной преференцией по убыточной цене в целях увеличения абонентской базы, в том числе за счет тех абонентов, которые до этого пользовались услугами других операторов связи», — считают в «Ростелекоме». Поэтому оператор просит проверить «ЭР-Телеком» на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.

В «ЭР-Телекоме» считают, что никаких нарушений в своей рекламе не допустили. «На всех рекламных носителях указано, что данная стоимость распространяется на весь пакет услуг только в течение одного месяца с момента подключения услуги, и потребитель может ознакомиться с условиями проведения акции на любом рекламном носителе, так что никаких нарушений мы не видим», — отмечает руководитель отдела маркетинга ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Нижнем Новгороде Дмитрий Сидоров.

Хотя «ЭР-Телеком» развивает свою сеть и конкурирует с «Ростелекомом» более чем в 25 городах России, нижегородский филиал «Ростелекома» первым завязал подобный спор с конкурентами на площадке антимонопольного ведомства, отмечают эксперты. «ЭР-Телеком» активно отбивает абонентов ШПД у конкурента, поэтому традиционный оператор обращается к официальным площадкам как одному из механизмов конкурентной борьбы, объясняет аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. «Тенеденция по завоеванию „ЭР-Телекомом“ части региональных рынков ШПД наблюдается давно, и сейчас это стало основной угрозой для „Ростелекома“. У „Ростелекома“ на региональных рынках уже были споры с конкурентами в части антимонопольного законодательства, но споров подобного характера пока не было», — говорит эксперт. «Сейчас проникновение ШПД достаточно велико, и идет борьба за новую интернет-аудиторию, прежде всего подростков, поэтому за месяц оператор дает потребителю и его родителям возможность оценить удобство услуги. Стоит учитывать, что, как правило, люди не готовы каждый месяц менять оператора связи. Поэтому акция „ЭР-Телекома“ кажется мне вполне объяснимой и понятной, как и реакция на нее „Ростелекома“», — добавляет аналитик ACM Consulting Михаил Алексеев.

По словам партнера адвокатского бюро «Корельский. Ищук. Астафьев и партнеры» Ильи Ищука, возможны два сценария развития событий: если все существенные условия проводимой акции «ЭР-Телекома» не указаны в рекламных материалах или не читаются, УФАС может усмотреть в действиях оператора нарушение закона «О рекламе». Либо «Ростелекому» предстоит доказывать, что «ЭР-Телеком» занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет им или ограничивает конкуренцию своими действиями. В любом случае, по словам юриста, самым существенным риском для «ЭР-Телекома» может стать предписание о прекращении рекламы акции или самой акции, а также штраф до 0,5 млн руб. или оборотный штраф.

Источник: Коммерсантъ


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку