Наследники художника обвиняют Сбербанк и «Российскую газету» в пиратстве

Источник: Маркер
Время чтения: 12 минут

Наследники художника Михаила Буланова,Михаил Буланов (1894–1965) — художник-декоратор и актер в театрах Оренбурга, Архангельска, Нижнего Новгорода и Одессы. Работал художником в тресте «Мосгороформление», Большом театре, Союзгосцирке. Выполнял проектные работы по оформлению рекламы Госстраха в Москве в 1949 г. автора плаката «Кто куда, а я в Сберкассу!», созданного им в конце 20-х гг. прошлого века, требуют со Сбербанка 6 млн руб. По мнению истцов, банк и «Российская газета» нарушили закон об авторском праве, разместив на страницах издания рекламно-информационные сообщения, в основу которых был положен плакат Буланова. По мнению юристов, шансы на победу у наследников художника есть, однако решение суда во многом будет зависеть от возможности истцов доказать размер ущерба и степень схожести плаката Буланова с модифицированными аналогами Сбербанка.

Сбербанк не спешит расплатиться с наследниками

Плакат «Кто куда, а я в Сберкассу!», созданный в 1929 г. художником Михаилом Булановым, и его модификации Сбербанк за последние годы использовал в своей рекламе не один раз. В 2007 г. несколько измененный сюжет и слоган помогали привлечь граждан к участию в народном IPO госбанка: на стилизованном под старину плакате гражданин в кепке широким шагом шел в отделение «Сбера» покупать акции.  Надпись на плакате была изменена на «Кто куда, а я за акциями Сбербанка»

В региональных отделениях банка идею 1920-х гг. также эксплуатировали: в 2008 г. студия «Бренда» из Новосибирска по заказу Сибирского банка Сбербанка разработала серию рекламных плакатов к 166-летию госбанка, которая была целиком основана на слогане «Кто куда, а я в Сберкассу». На некоторых плакатах сюжет и слова несколько изменили, но идея везде осталась прежней. На одном, к примеру была изображена девушка на роликовых коньках, слоган — «Кто куда, а я в Сбербанк» Ряд филиалов Сбербанка до сих пор используют баннеры с изображением плаката Буланова для рекламы своих сайтов.

Одно из рекламных сообщений Сбербанка, созданных по мотивам плаката Буланова, и заставило его наследников Буланов А.Е. и Малюга Е.Е. пойти в суд с требованием компенсации за нарушение авторских прав. Иск наследников зарегистрирован в январе 2010 г. в Савеловском районном суде г. Москвы и тянется до сих пор. Все девять заседаний, которые должны были состояться в этом году, откладывались Не исключено, что Сбербанк старается затянуть процесс. Госбанк, который всегда ревностно относится к нарушениям своих прав на бренд. В июле бизнесмен Андрей Сорока открыл кафе «Сбербар», но был вынужден спустя полторы недели сменить вывеску: юристы банка пригрозили коммерсанту судебными исками за частичное использование в названии заведения бренда госбанка сам платить «авторские» не любит. 

На что могут рассчитывать потомки художника

Юристы уверены, что шансы получить компенсацию за нарушение Сбербанком авторских прав у наследников есть, но многое будет зависеть от доказательной базы, имеющейся в их распоряжении. По Гражданскому кодексу, авторское право сохраняется в течение 70 лет после смерти автора произведения, поэтому наследники могут требовать компенсации за использование произведения, причем как сюжета, так и слогана.

«Правда, для того чтобы склонить судей на свою сторону, потребуется доказать, что они действительно являются наследниками по закону, то есть родственниками Буланова. Кроме того, им нужно доказать факты использования банком и газетой произведения художника. Самым сложным будет обосновать сумму иска. Для этого истцы могут предоставить суду стоимость работ современных художников по аналогичным заказам, умноженное на количество случаев несанкционированного использования плаката банком и газетой», — говорит Евгения Копелева, юрист юридического департамента компании «Лигал Бридж». «Можно провести независимую экспертизу, которая докажет, сколько банк мог бы заработать на рекламе с использованием плаката. В иск можно включить и сумму за моральный ущерб», — считает Евгения Копелева

Кроме того, многое зависит от того, насколько различными будут признаны плакат Буланова и реклама Сбербанка. «Основной принцип авторского права – защита произведения в каком-либо конкретном материальном воплощении, идеи как таковые авторским правом не защищены. Таким образом кардинально иная художественная реализации той же творческой идеи является самостоятельным произведением и доказать, что было нарушено право на исходный плакат (в части права на переработку исходного плаката) практически невозможно. То же касается и слогана – одновременно доказать наличие прав на него как на самостоятельный элемент произведения и доказать нарушение права на его переработку очень трудная задача», - говорит Константин Суворов, руководитель практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» . Если суд решит, что созданный на плакате 1929 г. образ человека воспроизведен практически без изменений и заимствование очевидно, то наследники могут рассчитывать на законную компенсацию ― от 10 тыс. до 5 млн руб. за нарушение. Но обычно суды присуждают суммы не больше 1 млн. «Судьи практически всегда снижают суммы, заявленные в исках по авторским правам, поэтому выплаты в 6 млн руб. добиться будет весьма проблематично», — считает Копелева.

Но у Сбербанка могут найтись свои аргументы. «Банк может доказать, что плакат и слоган созданы по заказу его предшественника. Государственных трудовых сберегательных касс и, соответственно, являются служебным произведением, поэтому все исключительные права принадлежат банку», — говорит управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Легис групп» Максим Домбровицкий. Однако для того чтобы подтвердить это, банк должен будет предоставить договор заказа произведения ― а он, если и был, вряд ли хранился столько десятилетий.

Источник: Маркер