Красноярский край сплавляет ферросплавы

Источник: Коммерсантъ
Время чтения: 8 минут

Красноярский губернатор Лев Кузнецов пытается остановить строительство ферросплавного завода "Чек-Су", против которого выступает местная общественность. Администрация края в одностороннем порядке расторгла соглашение с компанией. Но "Чек-Су" обещает все равно продолжить проект, добившись разрешения через суд.

Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов в одностороннем порядке расторг соглашение краевой администрации с ЗАО "Чек-Су.ВК" о строительстве ферросплавного завода в Красноярске. Против реализации проекта выступали местные экологические и общественные организации при поддержке региональных властей. В постановлении господина Кузнецова говорится, что строительство предприятия "невозможно", учитывая "мнение жителей Красноярска" и "депутатов законодательного собрания".

ЗАО "Чек-Су" создано в 2002 году совладельцами нефтяной компании Urals Energy Георгием Рамзайцевым и Вячеславом Ровнейко. Еще 50% ЗАО принадлежало Виктору Хроленко, создателю компании Belka. В 2007 году в число акционеров "Чек-Су" вошел "Росвагонмаш", подконтрольный ОАО РЖД. На конец 2009 года по 30,5% "Чек-Су" принадлежало господам Рамзайцеву и Хроленко, остальное — "Росвагонмашу".

Завод в Красноярске — часть проекта "Чек-Су" по освоению крупнейшего в России Усинского месторождения марганцевых руд в Кемеровской области. Производство ферромарганца и силикомарганца планировалось разместить на площадках завода "Крастяжмаш". Первую очередь завода мощностью 250 тыс. тонн ферросплавов предполагалось ввести уже в 2014 году, вторую — в 2017-м (630 тыс. тонн). Общая стоимость проекта составляет 22 млрд руб., из них 17 млрд — кредитная линия ВЭБа.

Соглашение о намерениях построить завод в Красноярске было подписано в 2008 году предшественником Льва Кузнецова на посту губернатора Александром Хлопониным (ныне полпред по СКФО). Помимо "Чек-Су" в нем участвовал ВЭБ. Но против проекта изначально выступали местные экологи. Позже к ним присоединились региональные депутаты, которые стали настаивать на проведении публичных слушаний. Реальные же проблемы у "Чек-СУ" начались в октябре, когда районная администрация отказалась выдавать разрешение на строительство завода. Теперь аннулировано исходное соглашение. В 2010 году стороны подписали второе соглашение — о социально-экономическом сотрудничестве. Оно также будет расторгнуто, заявил "Ъ" представитель Льва Кузнецова.

Представитель же "Чек-Су" говорит, что оснований для расторжения соглашения нет. Решение об отказе в строительстве завода уже обжаловано в суде, а в феврале должны пройти общественные слушания по проекту. Кроме того, соглашение расторгнуто с нарушениями: о выходе из него стороны должны уведомить друг друга за 30 дней. Заявление губернатора в "Чек-Су" расценивают как политическое, а не экономическое.

Расторжение соглашения правовых последствий для проекта в целом не несет, считает источник, близкий к акционерам "Чек-Су". Завод будет строиться, подтвердил представитель компании. Соглашение о намерениях, как правило, не налагает на его участников юридических обязательств, соглашается юрист адвокатского бюро "Корельский и партнеры" Антон Самохвалов. Проект завода прошел Главгосэкспертизу — чтобы начать строительство, достаточно получить разрешение от районной администрации, а сделать это компанию может обязать суд, добавляет собеседник "Ъ".

Впрочем, разрешение на строительство не гарантирует "Чек-Су" решение проблем в Красноярске, уточняет руководитель юридической группы "Инюркон" Александр Мертен. У муниципалитета достаточно возможностей заблокировать реализацию проекта, например, оставить его без света или газа.

Источник: Коммерсантъ