Керосиновое голодание

Время чтения: 19 минут

Московские аэропорты испытывают проблемы с поставкой авиационного керосина. Министерство транспорта намерено обратиться в Росрезерв с просьбой выделить 180 тыс. тонн авиатоплива для того, чтобы работа крупнейшего в стране авиаузла не оказалась парализованной.

«Эта проблема еще не возникла, но она прогнозируется в скором времени, если не принять необходимые меры», – сообщил BFM.ru помощник генерального директора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» Андрей Прянишников. По его словам, из-за увеличения количества полетов на московском авиаузле на 10% воздушные гавани столицы действительно столкнулись с дефицитом топлива.

Для решения этой проблемы Минтранс собирается обратиться в Росрезерв для получения авиационного керосина. Как сообщили в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация), ведомство намерено также обратиться к нефтяным компаниям, чтобы оптимизировать поставки авиатоплива в аэропорты Москвы.

Между тем, как сообщил накануне «Эксперт-ТВ», если ситуация не изменится, то уже через два-три дня московские аэропорты могут встать. На прошлой неделе на биржах к продаже было предложено около 5 тыс. тонн авиа-ГСМ, хотя спрос составлял порядка 270 тыс. тонн. В целом при нормальной ситуации на биржах еженедельно торгуется до 30-70 тыс. тонн авиационного топлива.

«В связи с возникшей сложностью с поставками авиационного керосина в московском регионе, аэропорт Внуково обращается к своим партнерам – нефтяным компаниям с просьбой выполнять согласованный с нами график поставок авиатоплива в аэропорт Внуково. В то же время мы выражаем благодарность, что на данный момент поставки идут в соответствии с графиком», – говорится в сообщении аэропорта Внуково.

В начале августа этого года вновь начался рост цен на авиатопливо – основные поставщики объявили о повышении цен на 5-10%. В аэропортах московского авиаузла тонна керосина подорожала в среднем на 1 тыс. рублей.

По мнению аналитиков, существует целый комплекс причин подорожания топлива, в частности рост стоимости авиационного керосина на мировом рынке и отставание отечественного рынка от этого тренда. Кроме того, отмечается, что нехватка топлива возникла из-за закрытия нескольких НПЗ на реконструкцию, а также создания нового госрезерва. В рамках новых инициатив правительства крупную партию авиатоплива выкупило Минобороны. В результате спрос на авиакеросин на российских биржах в пять-шесть раз превышал предложение.

«Скоро выборы, и даже если журналисты приукрасили ситуацию, чиновники все равно вмешаются для "спасения россиян".  По крайней мере, на словах, – говорит эксперт ИФК "Солид" Эльвира Малахова. – На деле же вставшие на плановый ремонт и профилактику в августе НПЗ не додали стране авиакеросина, что в  условиях высокого сезона создает локальный дефицит. Но ситуация плановая! Ремонт НПЗ всегда происходит в это же время, а на складах поставщиков, того же "Аэрофьюэлза" есть запас, поэтому действительно серьезных проблем, думаю, не будет. Крупнейшие авиаперевозчики точно не пострадают, а с ними и массовый пассажир. Хотя текущая ситуация может служить отголоском еще весенних проблем с количеством моторного топлива. Тогда выяснилось, что на экспорт уходила львиная доля бензина и дизельного топлива из-за лучшей внешней конъюнктуры».

Что касается обращения в Росрезерв, то, по мнению аналитика, это мера вынужденная и единичная. «Если все-таки нефтяные компании и операторы топливного рынка не смогут обеспечить нужные 200-270 тыс. тонн керосина, то помощь государства будет необходима. Хотя это разовый и не нормальный выход из ситуации. Нет катастроф и бедствий, а  российские НПЗ не могут обеспечить крупнейший в стране аэрохаб нужным количеством топлива, поневоле вспомнишь пресловутого сапожника без сапог».

Эльвира Малахова считает, что это проблема неформальной монополизации рынка страны вертикально интегрированными нефтяными компаниями. «Компаний с разветвленной производственно-сбытовой сетью всего семь, компаний вообще – полтора десятка, а в США таких более пятисот. Текущая ситуация на рынке керосина, на мой взгляд, обусловлена исключительно минимальной конкуренцией», – говорит она.

Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук считает, что ничего страшного в обращении в Росрезерв нет. «Правительство даже намеревалось использовать запасы нефтепродуктов Росрезерва для стабилизации колебаний цен на внутреннем рынке. Объем в 200-300 тыс. тонн достаточно небольшой для рынка в целом, это около 3-4% от годового производства авиакеросина в России, – отмечает он. – В России очень низкая глубина переработки нефти, по большей части производится мазут и дизельное топливо, которое поступает на экспорт. Для увеличения производство авиатоплива необходима модернизация российских НПЗ».

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» не считает, что российские СМИ нагнетают ситуацию. «Вряд ли это обращение можно считать чьей-то шуткой, а подключение Росавиации к решению данной проблемы позволяет утверждать, что ситуация действительно серьезная, – говорит он. – В целом ее можно оценить как непростую, но учитывая, что шаги стали предприниматься заранее, то есть не тогда, когда топливо кончилось, то есть надежда, что полеты из аэропортов Москвы будут выполняться в полном объеме и пассажиры не пострадают».

Аналитик согласен с тем, что обращение в Росрезерв – это нормальная практика. «Собственно, для таких чрезвычайных ситуаций это ведомство и существует. Однако учитывая, что одновременно Росавиация намерена обратиться и в нефтяные компании с просьбой увеличить поставки топлива, не исключен вариант, при котором поставки из Росрезерва либо не будут осуществлены вовсе, либо осуществлены, но в меньшем объеме, а остальное поставят нефтяники, – полагает Дмитрий Баранов. – В данном случае запрашиваемые 180 тыс. тонн, это то количество, которое позволит аэропортам, что называется, "перебиться" до нормализации ситуации и/или до уменьшения количества рейсов с отпускниками».

По его мнению, рост цен на топливо действительно имеется, и он происходит в масштабах всей страны. «Дефицит топлива возникал в разных регионах и по самым разным причинам: где-то НПЗ вставал на ремонт, где-то "воевали" между собой ТЗК и авиакомпании, которые хотели заправляться у другого поставщика, – напоминает он. – Поэтому говорить о системном сбое не стоит, в каждом случае дефицита, как правило, есть своя причина, появления которой на свет вполне можно было не допустить. Можно ожидать, что и в московском авиаузле ситуация благополучно разрешится».

«Ничего критичного в данной ситуации нет. Обращение в Росрезерв – это не самый редкий случай, – отмечает Константин Астафьев, партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". – Вероятно, увеличилось количество изначально запланированных рейсов, в связи с чем заложенные лимиты могут быть превышены».

«Если причина в остановке производства для профилактики "ЛУКойлом" (два из четырех НПЗ), то ситуация может быть очень критичной, так как "ЛУКойл" занимает порядка 26% рынка авиатоплива. Смогут ли остальные игроки (и так работающие с максимальной нагрузкой) восполнить объемы – большой вопрос», – говорит руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов.

По его словам, поставка из Росрезерва такого объема топлива закроет недельную потребность Московского авиаузла. «Учитывая, что перебои начались неделю назад, этого объема хватит только на покрытие текущего дефицита. То есть если поставки не возобновятся, то проблема снята не будет, – считает аналитик. – Системная же причина – отсутствие новых нефтеперабатывающих мощностей. Дефицит авиатоплива связан также с ежегодным ростом авиаперевозок. Хотя, по заверениям самих производителей, в стране достаточно мощностей для выпуска авиатоплива, тем не менее, рост с 9,5 в 2010 году до 11,5 млн тонн в 2011 году может спровоцировать перебои с поставками. Еще одна возможная причина – игра крупных игроков на повышение. Правда, последствия подобной тактики могут оказаться непредсказуемыми и для самих производителей – это все-таки не розничный рынок и найти крайнего гораздо проще».

«Судя по сообщениям СМИ, ситуация действительно критичная, но не думаю, что она разовьется в полномасштабный кризис с остановкой работы аэропортов. Помогут дополнительные объемы топлива, – полагает содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг. – Причиной называют недопоставку топлива. Исходя из статистики, "Газпром нефть", которая работает в аэропортах Москвы (Шереметьево и Домодедово), с мая по июль увеличивала производство авиатоплива. Возможно, система транспортировки нефтепродуктов работает неэффективно. Также причина нехватки керосина в чрезмерном спросе на него. В августе спрос превышал предложение в несколько раз. Отчасти это происходило из-за сезонного пика спроса, а также из-за того, что цены на авиакеросин в России больше чем на 10% дешевле, чем в Европе. Поэтому авиаперевозчики, осуществляющие международные рейсы, закупали более дешевое топливо по максимуму. Таким образом, причина кризиса – сочетание сезонных факторов, ручного регулирования цен и проблем с поставками, и, на мой взгляд, произошел он не по вине нефтяных компаний».

Источник: Эксперт online