Послабление для «стратегов»

15.03.2012

Эксперт: Илья Ищук

В настоящее время процедура размещения за рубежом акций российских предприятий, внесенных в список стратегических, требует специального разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. «Мы считаем, что 25% можно размещать без разрешения комиссии, - заявил глава антимонопольной службы Игорь Артемьев. - Больше 25% - это уже негативный контроль (и нужно разрешение комиссии). Но это не значит, что комиссия не будет рассматривать другие варианты».

Обсуждаться инициатива ФАС будет на ближайшем заседании комиссии, которое состоится в начале апреля. Артемьев подчеркнул, что пока вопрос о смягчении регулирующего механизма остается дискуссионным. «Может быть, и 50% разрешат (размещать компаниям на зарубежных площадках)», – не исключил глава ФАС.

«Зачем мешать публичному размещению у иностранных инвесторов в размере 25%?» – заключил Артемьев. В настоящий момент никакой нормы для этого показателя в законодательстве не установлено. «Получается, что они за одной акцией должны ходить в комиссию, что, в общем, неправильно», – признал глава антимонопольного ведомства.

Как напоминает аналитик «Инвесткафе» Павел Емельянцев, правительственная комиссия по иностранным инвестициям возглавляется лично Владимиром Путиным и следит за контролем участия иностранных капиталов в отечественных компаниях, относящихся к стратегическим. «Однако комиссия собирается раз в квартал, что делает несколько неудобным решения различных вопросов – например, это стало одной из причин, по которой „Полюс золото” не успело войти в ведущий британский индекс FTSE в конце прошлого года, – поясняет он. – Кстати, ФАС прошлой осенью поставила под вопрос законность выкупа акций „Норильского никеля” как раз из-за отсутствия разрешения от этой комиссии – однако все закончилось довольно хорошо. Разрешение размещения не более 25% без получения разрешения – вполне разумный шаг, это поднимет возможности наших компаний по привлечению инвесторов».

Предложение ФАС укладывается в рамки либерализации политики государства в сфере контроля иностранных инвестиций, наметившейся в последнее время. «На мой взгляд, если предложение ФАС будет принято, это снимет определенные бюрократические барьеры для выхода компаний на зарубежные рынки капитала, – считает аналитик „Allianz РОСНО Управление активами” Виталий Купеев. – Предложение носит более процессуальный, нежели принципиальный характер. До сих пор это ограничение (необходимость согласования) не было сильно сдерживающим фактором. В целом я рассматриваю этот шаг ФАС как умеренно позитивный, однако совершенно недостаточный для того, чтобы можно было говорить о кардинальном улучшении инвестиционного климата в России и/или инвестиционного имиджа страны. Скорее это напоминает некую техническую меру».

По мнению аналитика, основным последствием данного изменения сможет стать некоторое облегчение процесса размещения акций государственных компаний, среди которых немало отнесенных к категории стратегических, в рамках намеченного плана приватизации. «Очевидно, что практически все компании, планирующие IPO, ориентируются вместе с выпуском как локальных акций внутри страны (ММВБ-РТС), также и на выход в Лондон (LSE), что дает возможность привлечь более широкую базу инвестором», - отмечает он.

«Я такую инициативу поддерживаю, как и всякую инициативу, направленную на улучшение делового и инвестиционного климата в стране. А инициатива г-на Артемьева, на мой взгляд, именно такой и является, а потому позитивна, – соглашается Илья Ищук, партнер адвокатского бюро „Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры”. – Что касается уже существующих в настоящий момент ограничений на размещения „стратегами” акций за рубежом, то вопрос об их оправданности вряд ли имеет однозначный ответ. С точки зрения инвесторов и акционеров такое ограничение скорее негативно, так как создает препятствия для привлечения средств на рынке и негативно влияет на общую капитализацию компании. С точки зрения государства эти меры вполне оправданны, так как позволяют сохранить определенный контроль за стратегическими отраслями промышленности. Вряд ли введение в свое время этих ограничений категорически „отпугнуло” и удивило потенциальных иностранных инвесторов. Оно, скорее, стало еще одним из множества рисков, которые учитываются при принятии ими сложного решения об инвестировании в российские активы».

Аналитик полагает, что продекларированный Игорем Артемьевым индивидуальный подход к разрешению вопроса о том, кому и сколько акций можно размещать на иностранных площадках, вполне уместен в данной ситуации. «Не думаю, что императивное установление единой для всех планки в 25% будет правильным. Если размещение на иностранной площадке большего, нежели 25%, объема акций не повредит стратегическим интересам государства, то я не вижу никаких оснований для того, чтобы в принципе не допускать такой возможности, – аргументирует он. – Риск того, что какая-то из компаний может быть поставлена в неравное положение, существует всегда. Однако я думаю, что гипотетическая возможность такого риска не должна являться причиной для установления подобных ограничений».

В соответствии с российским законодательством пакеты менее 25% не позволяют получить полный контроль над предприятием, напоминает руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов: «Да и в логику МСФО это вписывается – данная доля участия относится к финансовым инструментам, а не к совместным и ассоциированным компаниям (правда, с небольшой оговоркой, по МСФО до 20%, но это допущение опровержимое). Кроме этого, инициатива ФАС „догоняет” изменения в федеральном законе „О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”. Ограничение в 25% оправданно, так как защищает от захвата предприятие. Примеров, когда успешное предприятие выкупалось, а потом его просто разваливали, расчищая дорогу для импорта иностранной продукции, достаточно (например, вертолетная промышленность). Но ограничение меньше 25% не имеет особого смысла. Предыдущее ограничение было скорее излишней перестраховкой. Изменение ситуации добавит оптимизма иностранным инвесторам, да и повысит ликвидность, ну и в итоге благоприятно скажется на капитализации компаний».

По словам аналитика, «ручное управление» в данном случае оправданно, так как невозможно по всем предприятиям и для всех раскрыть конфиденциальную информацию о деятельности, а правительственная комиссия является фильтром, позволяющим не сболтнуть лишнего и не дать доступа к технологиям и ресурсам, имеющим отношение к национальной безопасности.

Ведущий эксперт Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский отмечает, что в условиях глобальной интеграции снижение инвестиционных барьеров является необходимостью. «Нынешние барьеры для иностранных инвесторов являются излишними. Увеличив лимит размещения до 25%, государство по-прежнему сохранит контроль над стратегическими предприятиями. Сами предприятия получат возможность привлечения дополнительных средств и стратегических партнеров. Таким образом, будет повышена конкурентоспособность предприятий в целом, – говорит он. – Что касается „ручного управления”, то, поскольку речь идет о стратегических предприятиях, такой механизм оправдан. Государство и без того в последние годы значительно сократило список „стратегов”, оставив этот статус лишь действительно предприятиям, имеющим стратегическую значимость для экономической и военной безопасности государства. Допуск к таким компаниям иностранных инвесторов должен подлежать усиленному контролю».

Инициативу ФАС поддерживает также и главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин, который напоминает, что параллельно, в соответствии с принятым в декабре 2011 года законом, произойдет создание в России, ориентировочно 1 апреля, центрального депозитария, отвечающего правилу 17-f7 американского закона об инвестиционных компаниях. «Это в очень значительной мере снимет ограничения для покупок иностранными фондами российских бумаг на локальном рынке, – полагает он. – Они смогут купить те же бумаги согласно принятому и у них законодательству, но на российском рынке. По моему мнению, российские добывающие активы достаточно ценны по своим характеристикам, чтобы отпугнуть иностранных инвесторов. Указанная ситуация повлияла бы негативно на поведение инвесторов, но в любом случае РФ должна получать дивиденды от существования в ее экономике свободного рынка, иначе само существование свободного рынка в РФ окажется под вопросом».

Источник: Эксперт Online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку