Мягкий кнут и горький пряник

Источник: Эксперт online
Время чтения: 20 минут

Россия будет поставлять газ Белоруссии по ценам действующего контракта на 2011 год, но при необходимости готова продумать механизм предоставления субсидий. «Если потребуется, мы готовы продумать меры господдержки со стороны России для того, чтобы эти поставки не были обременительны для хозяйствующих субъектов и бюджета Белоруссии», — заявил в четверг премьер-министр Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с новым главой правительства Белоруссии Михаилом Мясниковичем.

Российский премьер напомнил, что существующий контракт действует до конца 2011 года и российская сторона уже готова начать переговоры по условиям контракта, который будет заключен на 2012 и последующие годы. В свою очередь, глава белорусского правительства отметил, что есть соответствующая формула цены на газ, а к 2015 году планируется переход на равнодоходность поставок. «Мы рассмотрим детали, как двигаться к 2015 году. Практически определили формулу, как будут решаться вопросы расчета», — отметил он.

Напомним, что «Газпром» и «Белтрансгаз» в декабре 2006 года подписали контракт на поставку и транзит газа в 2007–2011 годах. Документом, в частности, была определена формула цены с 1 января 2008 года (соответствующая формуле цены при поставках российского газа в Европу), а также понижающие коэффициенты цены на 2008–2010 годы (0,67, 0,8 и 0,9 соответственно). С 2011 года цена поставляемого в Белоруссию газа должна соответствовать по уровню доходности экспорта в Европу за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины на газ. Формула основана на биржевой стоимости эквивалентной по энергоотдаче корзины нефтепродуктов. Цена газа определяется с учетом средних цен на нефтепродукты за предыдущие девять месяцев.

Как сообщил Михаил Мясникович, Россия и Белоруссия вскоре подпишут соглашение о строительстве первой белорусской АЭС. «Базовое соглашение будет подписано в первом квартале текущего года по строительству белорусской атомной электростанции», — указал он. Владимир Путин, в свою очередь, заявил о готовности России выделить кредит на это строительство и подчеркнул, что «Россия готова к реализации этого проекта, проект большой, объемный, порядка 6 млрд долларов».

Кроме того, в ближайшее время Россия и Белоруссия намерены выйти на параметры расчетов за поставки нефти. «Мы будем стремиться к тому, чтобы объем субсидирования белорусский экономики в нефтяном секторе составил сумму не меньшую той, которую Белоруссия получила в 2007–2009 годах, то есть 4 млрд 124 млн долларов», — заявил глава российского правительства. Путин отметил, что пока сохраняются вопросы к расчетам. «Мы добьемся согласования в ближайшее время и выйдем на эти параметры», — заявил он.

Владимир Путин заявил, что настроен на конструктивный диалог с новым белорусским премьером, на углубление взаимовыгодного российско-белорусского партнерства, на продолжение содержательной работы в рамках союзного государства. В свою очередь, Михаил Мясникович сообщил, что два премьера договорились в первом квартале этого года провести Совмин союзного государства, поскольку «накопилось много проблем, которые нужно решать, чтобы продвигать сотрудничество вперед». Путин поддержал инициативу Мясниковича, предложив, в свою очередь, согласовать дату: «Давайте конкретную дату согласуем, проведем в Минске в феврале, может быть, в начале марта».

Позитивное общение российского и белорусского премьеров состоялось на фоне растущей напряженности в отношениях Минска и Евросоюза. Европарламент на сессии в Страсбурге в четверг принял резолюцию, в которой депутаты призывают немедленно ввести санкции против руководства Белоруссии во главе с Александром Лукашенко. Кроме того, в четверг стало известно, что президент Дмитрий Медведев не намерен присутствовать на инаугурации белорусского президента. Казалось бы, у Москвы появился новый шанс воспользоваться ситуацией.

Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», уверен, что если Россия сейчас не воспользуется политическими противоречиями ЕС и Александра Лукашенко в своих экономических интересах, то это будет большой геополитической ошибкой. «Осознавая это, председатель правительства России уже сегодня на встрече с белорусским коллегой показал вместо «нефтяного кнута» вполне осязаемый «денежный пряник»: субсидии по таможенным пошлинам на 4 млрд долларов и инвестиции на строительство новой АЭС в объеме до 6 млрд долларов — очень неплохой подарок белорусскому «батьке» на его инаугурацию, хоть и без присутствия российского президента и премьера», — говорит аналитик.

При этом, считает Корельский, выбор у Белоруссии невелик. «Если политическая обструкция в виде запрета въезда белорусских высших чиновников в ЕС — это еще полбеды, то потенциальное экономическое эмбарго на белорусский экспорт в Европу может серьезно подорвать экономику страны и, как следствие, рейтинг и доверие народа к «самому всенародно избранному». На этом может сыграть и Россия, манипулируя белорусским импортом по поставкам широкой линейки товаров в нашу страну, поскольку сбыту продукции белорусских производителей в своем большинстве просто некуда деваться», — полагает он.

По мнению аналитика, приватизация белорусских активов российским крупным бизнесом в ближайшие годы неизбежна, поскольку внутренних инвестиций на обновление стареющих производств и основных фондов у Белоруссии просто нет, а инвестиций из ЕС в ближайшее время точно не предвидится. «Если в целом сравнивать сложившуюся ситуацию отношений двух стран, то Россия и Белоруссия как два жильца коммунальной квартиры, правда, образно говоря, у Белоруссии одна закрытая комната без окон в Европу, но с контролем части коридора до выхода в европейский подъезд, а у России пока еще с окнами, коммуникациями, а также с кухней с нефтяным холодильником и денежным санузлом, — иронизирует Корельский. — Таким образом, сколько бы соседи ни ругались из-за грязной посуды и сплетен, объективной альтернативы их совместного взаимовыгодного проживания, просто нет».

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент», отмечает, что для сближения политических позиций необходимо сближение позиций экономических, в данной связи рост товарооборота между Россией и Белоруссией за последний год на 37% является важным фактором прогресса в политических отношениях. «Однако ключевым фактором, который, на мой взгляд, осложняет процесс улучшения политических отношений между Россией и Белоруссией, является вопрос идеологический, вопрос экономической идеологии, — говорит аналитик. — В России доминирует либеральная доктрина, на этом фоне стабильность макроэкономических показателей, бюджета Белоруссии с ее сильным и эффективным госсектором в экономике многим российским политикам может быть как соринка в глазу. В значительной мере экономические успехи Белоруссии объективно объясняются сравнительно мягкой политикой РФ в сфере экспорта в РБ энергоресурсов. Но эта практика подчеркивает одновременно и структурные слабости сегодняшней российской экономики, в которой сила базовых отраслей не трансформируется в устойчивый платежеспособный инвестиционный спрос производственного сегмента».

По мнению аналитика, у Белоруссии исторически с точки зрения экономической географии нет значимой альтернативы российским энергоресурсам. «Руководству РБ приходится идти на рыночные уступки РФ, хотя эффективность их выглядит сомнительной, учитывая не только кризисный опыт самой РБ, но и других стран с сильным госсектором, прежде всего КНР, Бразилии, в меньшей степени Индии», — считает Осин.

Несколько иной точки зрения придерживается Антон Сафонов, аналитик «Инвесткафе», по мнению которого, Россия не сможет использовать кажущуюся слабость Лукашенко в полной мере, поскольку санкции со стороны ЕС не оказывают влияния на политическую и экономическую жизнь Белоруссии. «Кроме того, жесткая позиция Евросоюза уже давно не является основанием для пересмотра внутренней политики тех стран, которым грозит Брюссель. Поэтому Минску бояться нечего, и бросаться с объятия России с ее имперскими амбициями для него также нет смысла, — полагает аналитик. — Он боится чрезмерного усиления укрепления российского бизнеса в случае приватизации, поэтому экономика Белоруссии будет по-прежнему оставаться закрытой. Нет влияния на Лукашенко и в силу сложных личных отношений с российскими властями».

В целом, по данным Сафонова, экономика Белоруссии находится в неплохом состоянии. ВВП в 2010 году вырос на 7,6%. При этом увеличился объем сельхозпроизводства на 2%, а потребительских товаров — на 13,1%, растут также инвестиции в основной капитал. «При этом Белоруссия всегда будет вынуждена ориентироваться на Россию, поскольку практически весь экспорт направляется именно в РФ, — напоминает он. — Так, на долю России приходится более 80% экспорта продуктов питания из страны, а это около 2,5 млрд долларов в год. При этом Белоруссия собирается снижать свою зависимость от кредиторов с помощью продажи некоторых предприятий, находящихся в госсобственности».

В то же время, считает аналитик, добиться реального исполнения обещаний Лукашенко невозможно, поскольку в условиях авторитарного правления никто не может гарантировать соблюдения прав собственности на приобретенные активы. С другой стороны, Белоруссия не представляет собой стратегического интереса для крупных российских инвесторов, так что даже очередную отсрочку приватизации никто не заметит, полагает Сафонов.

Источник: Эксперт online