Электронное взаимодействие государственных и третейских судов: взгляд в будущее

Электронное взаимодействие государственных и третейских судов: взгляд в будущее
Источник: Legal Insight
Время чтения: 17 минут

Ни для кого не секрет, что в последнее деся­тилетие уровень электронного докумен­тооборота во всем мире растет в геометри­ческой прогрессии, и с каждым годом темп тако­го роста только увеличивается. Это касается всех сфер жизнедеятельности человека: от личных коммуникаций и бизнес-процессов до деятельно­сти государственных органов власти. Не осталась в стороне и сфера судопроизводства. Во многих странах мира как коммерческие, так и государ­ственные суды ежегодно предоставляют сторонам все новые технологические возможности по ис­пользованию последних достижений электрон­ного документооборота для полного или частич­ного дистанционного отправления правосудия.

Для российского профессионального юридиче­ского сообщества ярким примером такой эволю­ции стала отечественная арбитражная система государственных судов, в рамках которой элек­тронные сервисы для эффективного отправления правосудия были реализованы в наиболее каче­ственном исполнении. Помимо возможности от­слеживания из любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет, какой-либо активности по делу с помощью электронной системы «Картотека ар­битражных дел» специалиста­ми суда были разработаны высокоэффективные сервисы для дистанционной подачи процессуаль­ных документов в суд с помощью электронной си­стемы «Мой арбитр». Кроме того, по делам невы­сокой сложности шаблонного характера, а также по делам в отношении относительно небольших сумм (для юридических лиц — не более 300 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — не более 100 тыс. руб.), которые серьезнейшим образом влияли на перегруженность судов, вне­дрена система упрощенного судопроизводства.

Ее суть сводится к полному отсутствию физиче­ского контакта между сторонами процесса и су­дом в связи с тем, что все судопроизводство осу­ществляется в электронно-документальном виде.

За несколько лет работы данный процессуаль­ный институт эффективно зарекомендовал себя в системе государственных арбитражных судов, ос­вободив их от так называемой мелочевки, которая, несмотря на свою незначительность, годами нака­пливалась и превращалась в десятки, а то и сотни тысяч дел, требующих от государственной систе­мы правосудия полного арсенала действий. К со­жалению, пока невозможно предсказать, как из­менится динамика развития подобных сервисов в системе государственных судов после ликвида­ции Высшего Арбитражного Суда РФ, который был и катализатором, и драйвером подобных иннова­ций в отправлении арбитражного государственно­го правосудия. Тем не менее, хочется верить, что начатая в этом направлении работа будет продол­жена и поддержана в новых условиях. В свою очередь, Российская арбитражная ассо­циация, созданная в 2013 г. и начавшая с 2014 г. администрировать судебные споры на коммер­ческой основе, решила запустить своеобразный аналог упрощенного коммерческого судопро­изводства по делам, в которых фигурируют не­значительные суммы (цена иска до эквивален- та_50 000 долларов США), получивший название «онлайн-арбитраж». Благодаря заложенному в его основу принципу упрощенное коммерческое су­допроизводство не будет кардинально отличать­ся от упрощенного судопроизводства в системе государственных арбитражных судов, которая уже зарекомендовала себя как наиболее доступ­ная и эффективная для сторон процесса. Также будет разработан соответствующий Регламент, учитывающий технологические аспекты отправ­ления такого правосудия со всеми возможны­ми механизмами защиты прав сторон на объек­тивное, независимое, справедливое и беспри­страстное рассмотрение дел, несмотря на ряд изъятий в случае осуществления процесса в об­щем порядке.

В свою очередь, несмотря на то, что исполнение решений коммерческих судов предполагает их окончательность и добрую волю участников про­цесса, в отсутствие последнего сторонам очень часто приходится обращаться к государственным судам с просьбой о реализации механизма при­нудительного исполнения. В связи с этим соз­дателям Российской арбитражной ассоциации хотелось бы реализовать (возможно, в качестве пилотного проекта) своеобразное электронное взаимодействие между третейскими и государ­ственными судами путем создания механизма автоматизированной передачи заверенной копии решения третейского суда и/или всех материалов третейского судопроизводства в государственный арбитражный суд по электронным каналам связи с соответствующим уровнем защиты, в частности путем использования электронно-цифровой под­писи постоянно действующего третейского суда.

При этом, по моему мнению, в действующее за­конодательство нужно будет внести изменения, согласно которым наличие электронно-цифро­вой подписи станет неотъемлемым атрибутом деятельности любого постоянно действующего третейского суда, а исключение составят только третейские суды ad hoc, рассмотрение решений которых в государственном арбитраже будет осу­ществляться в общем порядке. В результате, по­мимо обеспечения более оперативного и защи­щенного взаимодействия между государствен­ными и третейскими судами, повысится доверие к документообороту третейских судов со стороны государственных судов. Уверен, что в условиях реформирования законодательства о третейских судах в России это вполне реализуемо на практи­ке и непременно снизит уровень взаимного не­доверия по данному вопросу.

Таким образом, уже сегодня, без внесения кардинальных изменений в действующее за­конодательство, процесс подобного взаимодей­ствия упрощенно мог бы выглядеть следующим образом:

1) стороны осуществили третейское разбира­тельство в постоянно действующем третей­ском суде (в том числе в формате онлайн);

2) в отсутствие добровольного исполнения ре­шения третейского суда заинтересованная сторона подает в государственный арбитраж­ный суд заявление о выдаче исполнительно­го листа на принудительное исполнение тре­тейского суда;

3) государственный арбитражный суд возбуж­дает судопроизводство и при необходимо­сти делает запрос по электронным каналам связи в третейский суд, вынесший решение о передаче материалов третейского дела в за­веренном электронном виде (с использовани­ем электронно-цифровой подписи);

4) постоянно действующий третейский суд пе­редает заверенное электронное досье мате­риалов по электронным каналам связи в го­сударственный арбитражный суд;

5) государственный арбитражный суд осущест­вляет судопроизводство по общим правилам и принимает решение о выдаче или невыда­че исполнительного листа.

При решении соответствующих организаци­онно-технических вопросов, в том числе на за­конодательном уровне, процесс подобного взаи­модействия мог бы выглядеть так:

1) стороны осуществили третейское разбира­тельство в постоянно действующем третей­ском суде (в том числе в формате онлайн);

2) далее, в отсутствие сведений о добровольном исполнении решения третейского суда, заин­тересованная сторона информирует об этом третейский суд, вынесший соответствующее решение;

3) постоянно действующий третейский суд фор­мирует электронное досье материалов тре­тейского суда и передает его по электронным каналам связи в государственный арбитраж­ный суд одновременно с заявлением заинте­ресованной стороны о выдаче исполнитель­ного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;

4) государственный арбитражный суд возбужда­ет судопроизводство (в Картотеке арбитраж­ных дел должен появиться соответствующий раздел с наименованиями постоянно дей­ствующих третейских судов);

5) государственный арбитражный суд осущест­вляет судопроизводство по общим правилам и принимает решение о выдаче или невыда­че исполнительного листа.

Подобное электронное взаимодействие мог­ло бы осуществляться также между государствен­ными арбитражными судами и Федеральной службой судебных приставов: исполнительный лист по заявлению стороны автоматически пере­давался бы по электронным каналам связи в со­ответствующее подразделение службы приста­вов для реального принудительного исполнения. Уверен, что подобная процедура позволила бы усовершенствовать процесс исполнительного про­изводства и, как следствие, изменить ситуацию с катастрофически низким уровнем исполнения судебных актов в нашей стране.