Bolchoj — это театр. И ничего больше

29.08.2010

Государственный академический Большой театр (ГАБТ) может оказаться в центре международного скандала из-за своей принципиальности. Дело в бренде Bolсhoj, под которым продаётся швейцарская водка, — за который ГАБТ решил вступить в борьбу.

В том случае, если Большой театр не откажется от своих претензий на бренд, швейцарская компания Danceria AG, занимающаяся развитием сети балетных бутиков, может запретить ему выпуск афиш, буклетов и программок во время гастролей за рубежом. Как пояснили представители Danceria AG, швейцарский производитель спиртных напитов ещё в 1989 году получил международное право на пользование брендом Bolсhoj, в том числе и для рекламы.

Конфликт начался с того, что в начале мае текущего года на таможне на границе России и Норвегии была остановлена партия из полиэтиленовых пакетов, принадлежащих компании «КАПО Дьюти Фри», — российскому оператору дьюти-фри. На них было изображено здание Большого театра в Москве, подписанное Bolсhoj, «Большой» и Vodka.

Против «КАПО Дьюти фри» было возбуждено административное дело, в настоящий момент находящееся в Арбитражном суде Мурманской области. Юристы ГАБТ уверены, что в том случае, если Большой выиграет это дело, будет создан прецедент, который поможет выигрывать все аналогичные дела в России, однако, как сообщает «РБК daily», Danceria AG намерена подать против Большого встречные иски.

В 1988 году между ГАБТ и Danceria AG было создано совместное предприятие «Большой театр — Мастер», которое должно было заниматься производством и распространением в СССР связанной с балетом атрибутики. Тогда же был зарегистрирован бренд Bolсhoj на условиях, позволяющих размещать его на алкогольной и рекламной продукции.

Совместное предприятие перестало существовать вместе с Советским Союзом, однако права на бренд остались в ведении Danceria AG и в 1993 году были переданы производителю и поставщику для дьюти-фри водки Mello Traiding AG. В настоящее время водка Bolсhoj продаётся в российских дьюти-фри в порядке реэкспорта.

В свою очередь, в 2002 году ГАБТ зарегистрировал в Роспатенте свой бренд, причём, как сообщила представитель «КАПО Дьюти Фри» и Danceria Татьяна Воротягина, эти компании пытались инициировать переговоры об использовании бренда, однако Большой никакого интереса к ним не проявил. Сейчас же, по словам Воротягиной, если швейцарская компания инициирует ответные иски, Большой театр может лишиться возможности размещать слово Bolсhoj на афишах, в буклетах и брошюрах.

Сотрудники юридического отдела Danceria AG надеются, что им удастся уговорить руководство ГАБТ сесть за стол переговоров в досудебном порядке. В противном случае они будут добиваться в суде признания незаконности печатной продукции со словом Bolсhoj. Кроме того, Danceria AG пообещала начать передавать права на использование слова Bolсhoj всем творческим коллективам, которые хоть как-то были связаны в прошлом с Большим театром.

Также представители Danceria AG указывают на то, что слово «Большой» используется в названии множества театральных учреждений в России (например, питерский БДТ), поэтому претензии ГАБТ на единоличное пользование брендом некорректны. На сегодняшний день комментарии представителей Большого театра отсутствуют.

Константин Суворов, эксперт по интеллектуальной собственности адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнёры», считает, что швейцарская фирма имеет достаточно сомнительные перспективы победы в суде против ГАБТ, так как Большой театр обладает регистрацией бренда в области театральных постановок и развлечений, а Danceria AG — лишь в области печатных изданий. Гастролям ГАБТ ничего не помешает, а Danceria AG, скорее всего, не будет предъявлять никаких претензий: общественный статус Большого достаточно высок, также как и предполагаемые судебные издержки, заключил Суворов.

Между тем, Роспатент признал товарный знак Большого театра общеизвестным. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТ. Как пояснил глава Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин, теперь изображение Большого театра, а также название «Большой» нельзя использовать для занятий какой бы то ни было деятельностью, в том числе для устроения каких-либо шоу и театральных мероприятий, если сам ГАБТ не дал на это разрешения.

Особенностью товарного знака Большого театра является то, что он не имеет срока действия и не теряет своей силы, если его обладатель по какой-либо причине перестаёт им пользоваться.

Источник: Memoid.ru


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку