Антимонопольные волны

08.09.2011

Эксперт: Илья Ищук

Нефтяные компании «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКойл» могут получить штрафы в размере нескольких миллиардов рублей в связи с завышением цен на дизтопливо в конце 2010 - начале 2011 года.

«Это будут опять миллиардные штрафы, без сомнения», - заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на конференции, посвященной Дню конкуренции в РФ в Ростове-на-Дону. Он напомнил, что они в августе были признаны виновными в завышении цен. По его словам, основные претензии ФАС к нефтяникам заключаются в том, что они торгуют нефтепродуктами внутри страны по ценам зачастую выше мирового уровня.

Третья волна антимонопольных дел против нефтяников была инициирована ФАС в феврале 2011 года после совещания в правительстве. Тогда же антимонопольная служба заявляла, что у нее имеются вопросы к  ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Башнефти», которые вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году.

В ходе первых двух волн антимонопольных расследований под санкции ФАС попали «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКойл» и ТНК-ВР. Общая сумма штрафов, наложенных на нефтяные компании в рамках предыдущих разбирательств, составляла примерно 26 млрд рублей, причем в рамках второй волны дел санкции были жестче. Правда, позднее ФАС заключила несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив свои претензии до 15 млрд рублей. Игорь Артемьев сообщал, что суммарно нефтяники выплатили более 550 млн долларов штрафов по антимонопольным делам за необоснованное повышение цен на нефтепродукты.

Конкретные штрафы нефтяным компаниям в рамках третьей волны антимонопольных дел еще не назначены. За добровольное признание нарушений они могут быть снижены до 1% от выручки, однако ФАС вменяет компаниям рецидив. При этом антимонопольное ведомство отмечает, что будет учитывать признание нарушения при определении штрафа как смягчающее обстоятельство. Как сообщила в свою очередь агентству «Прайм» представитель ФАС Ирина Кашунина, Федеральная антимонопольная служба планирует определить конкретный размер штрафов по третьей волне дел против нефтяников в сентябре. «По штрафам мы планируем определиться в этом месяце», - сказала она.

«Нефтяники и антимонопольщики называют абсолютно разные причины роста цен на бензин. Поскольку консенсуса нет – стороны разбираются в суде, - говорит директор филиала «2К Аудит – Деловые консультации  / Morison International» в Санкт-Петербурге Олег Семенов. - Поскольку ситуация повторяется уже неоднократно, все это становится  похожим исключительно на «внутренние» разборки, которые не  влияют на ситуацию на топливном рынке – цены на бензин как росли, так и продолжают расти».

Совершенно очевидно, что механизмы ФАС малоэффективны, считает аналитик. «Если ведомство не может изменить монопольную ситуацию на рынке, то необходимы жесткие меры по его контролю. ФАС же в который раз демонстрирует готовность идти навстречу «нарушителям», которых если и штрафуют, то по минимуму. Это и приводит к неоднократному повторению ситуации, - отмечает он. - Фактически нефтяники согласны платить монопольную повинность в виде штрафа за право самостоятельно регулировать цены на топливо. И пока эта плата не поднимется – ситуация не изменится».

«Только за счет действий ФАС невозможно изменить сложившийся нефтегазовый рынок в России, - не согласен аналитик ФГ БКС Андрей Полищук. - И ФАС выставляет штрафы не только все время по одной причине. Если ранее ФАС обращала внимание только на розничный рынок, то сейчас уже идет речь о завышение цен и на оптовом рынке нефтепродуктов».

На формирование цен на нефтепродукты в РФ влияет множество факторов, напоминает он. «Стоимость бензина включает в себя НДПИ, акцизы, затраты на переработку, транспортировку, содержание АЗС, маржу оптового и розничного рынка, НДС и налог на прибыль. Рост цен на нефть на мировых рынках напрямую влияет на размер НДПИ, акцизы с 2011 года увеличились на 30-50% для бензина и в два раза для дизельного топлива, расту и тарифы естественных монополий, что существенно увеличивает транспортные расходы, - говорит Полищук. - В такой ситуации достаточно трудно представить, что цены на заправка не будут расти высокими темпами. Из-за давления ФАС нефтяным компания придется сокращать собственную маржу».

Илья Ищук, партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры", считает, что сложившаяся ситуация лишний раз напоминает о том, что уже не первый год говорят ФАС России не только нефтяные компании, но и крупные игроки остальных рынков. «Речь идет об отсутствии четких и понятных правил игры, соблюдая которые компании не окажутся вдруг нарушившими антимонопольное законодательство. В текущей же ситуации практически любое действие крупного хозяйствующего субъекта, еще недавно не являющееся нарушением, может быть квалифицировано таковым, - говорит юрист. - Я сомневаюсь, что подобная ситуация выгодна нефтяным компаниям. И штрафы велики, и репутация страдает. Но самое важное - отсутствие стабильности делового оборота. Что бы ты не предпринял, всегда можешь оказаться нарушителем».

«Данная ситуация со штрафами будет продолжаться до тех пор, пока ФАС не обновит законодательство и не удесятерит штрафы, - соглашается эксперт ИФК "Солид" Михаил Королюк. - К примеру Минприроды предлагает кардинально решить проблему чрезмерного сжигания факелов, поднятием штрафов в 240 раз, однако такая идея озвучивалась еще весной и дальнейшей поддержки не нашла (те же «Газпром нефть» и «Роснефть» продолжают сжигать больше чем положенные 5% ПНГ на факелах). А пока вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) действительно проще платить штрафы по всем направлениям. Проблема в том, что проблема не решается в корне. Штраф – только верхушка айсберга, под толщей льда скрывается вся не совершенность системы «от» и «до».

По мнению аналитика, пока не поднимут штрафы, ВИНКам будет проще платить, так как в сравнении с ежедневными доходами крупных компаний эпизодичная выплата штрафа в, пусть даже, и миллиард рублей, не так страшна. Изменить привычную ситуацию сами компании стремиться вряд ли будут, но до тех пор, пока будут чувствовать себя вольготно, говорит он.

«Парадоксально, но масса ведомств призваны бороться с нарушителями, однако продолжают принимать выплаты штрафов, и оставляют все как есть. С другой стороны можно навести полный порядок в законодательстве, сделать его идеальным в плане адекватности штрафов, но ничего не менять системно, - полагает Королюк. - Если «вручную» снижать цены на дизтопливо, как пробовало уже в этом году правительство с бензином, может возникнуть аналогичная ситуация с дефицитом этого вида топлива в некоторых регионах».

«У государства не так-то и много инструментов, чтобы оказать влияние на ситуацию, сложившуюся на внутреннем рынке топливной розницы. А предпринимать меры для нормализации ситуации необходимо – впереди парламентские и президентские выборы, и лояльность избирателей текущей власти крайне необходима. Правительство уже предприняло ряд мер, направленных на нормализацию ситуации, однако фактически мало что изменилось», - отмечает Роман Беседовский, управляющий фондом «Финам Нефтегаз»

По мнению аналитика, основная проблема  в том, что во многих регионах или даже группах регионов отдельные ВИНК исторически занимают доминирующее положение. Естественно, что остальные участники рынка топливной розницы в таких субъектах РФ ведут с монополистами неконкурентную борьбу, в том числе в части закупки нефтепродуктов.

«По всей видимости, ФАС, предлагая ввести ограничение по рыночной доле для крупнейших участников рынка, исходило из тех соображений, что дробление крупных розничных сетей приведет к расширению конкурентного поля и, как следствие, будет сдерживать рост цен на топливо. Правда, нет уверенности, что новые правила работы окажут существенное влияние на рынок – ВИНК в состоянии найти способы минимизировать свои издержки от нововведений, - считает аналитик. - Основная проблема штрафов ФАС в труднодоказуемости случаев злоупотребления доминирующим положением или картельного сговора. К тому же, как показывает практика, оспаривание претензий ФАС в судебном порядке занимает длительное время и не всегда ведет к благоприятному для антимонопольного ведомства результату. Да и сам размер налагаемых штрафов, как правило, не столь критичен для оборотов ВИНК».

Получается, что ВИНК проще и выгоднее нарушить антимонопольное законодательство, а потом заплатить. «С точки зрения финансовой выгоды да. Но с точки зрения рисков административного давления, расходов средств и усилий на юридические разбирательства выгода не столь очевидна, - отмечает Беседовский. - В какой-то степени в текущий момент штрафы ФАС превращаются в некую ренту, которую государство берет с ВИНК, варьируя ее размер в зависимости от ситуации. Государство, не имея возможности эффективно влиять на ценообразование, штрафует нарушителей, компенсируя таким образом репутационные издержки власти».

Источник: Эксперт online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку