Антимонопольный серфинг

26.01.2011

Эксперт: Илья Ищук

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена в конце следующей недели решить вопрос о начале еще одного, третьего расследования в отношении крупнейших российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) по факту роста цен на топливо.

Как сообщил в ходе «правительственного часа» в Госдуме глава ФАС Игорь Артемьев, речь идет о возможных нарушениях, допущенных в конце 2010 - начале 2011 годов. «Мы, и я лично тоже, думаем так, что здесь есть предмет антимонопольного расследования», - сказал он, комментируя ситуацию с ростом цен на ГСМ на заправках и оптовых станциях.

Глава ФАС назвал беспрецедентной ситуацию, когда цены на дизельное топливо стали выше, чем на 92-й бензин, а в ряде регионов России - выше цен на 95-й бензин. «Это не может быть просто так», - сказал Артемьев. «Да, выросли мировые цены. Действительно, это правда. Акциз был введен, действительно, это правда. Биржевые российские котировки находятся на заоблачных высотах», - признал глава ФАС, однако, по его мнению, на рынке есть признаки серьезных антимонопольных нарушений. «Ряд министерств в правительстве считают иначе, но мы должны сверить цифры за эту неделю, чтобы быть абсолютно убедительными для суда», - добавил он.

По словам Артемьева, проблема осложняется тем, что цифры, имеющиеся в распоряжении ФАС, «сильно расходятся с представленными Минэнерго». «Мы завершаем сверку цифр. В конце следующей недели сделаем и для себя примем вывод», - сказал глава антимонопольного ведомства.

ФАС дважды - в 2008 и 2009 году - штрафовала четыре крупнейшие российские ВИНК (ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Роснефть») и их «дочки» за завышенные цены на бензин. Общая сумма штрафов составила около 26 млрд рублей, причем в рамках второй волны дел санкции были жестче. Однако позднее ведомство заключило несколько мировых соглашений с нефтяными компаниями, снизив свои претензии. В итоге, как сообщил Игорь Артемьев, «общее количество штрафных санкций составит около 15 миллиардов рублей».

Позднее глава антимонопольного ведомства рассказал журналистам, что ФАС обратилась в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) с просьбой проверить обоснованность ценообразования на нефтепродукты на российских биржах. «Мы, с одной стороны, понимаем, что выросло все, и выросло непропорционально. У меня есть большие подозрения, что это все связано с манипуляцией на этом рынке и со злоупотреблением доминирующим положением», - сказал Артемьев. Вместе с тем он признал, что оптовые цены на ГСМ соответствуют внутрироссийским биржевым ценам. «У нас первый раз возникла такая ситуация, когда мы берем формулу, которую в мире все используют, и у нас получается, что цена явно превышена на внутреннем рынке, то есть оптовые цены носят характерные признаки монопольно высоких цен», - отметил глава ФАС.

«Мы никого не обвиняем, но знаем наши нефтяные компании, и нас терзают очень сильные сомнения: У меня вызывает удивление, что цены настолько быстро выросли и не пропорциональны мировым, но об этом (искусственности внутренних биржевых цен) можно говорить, когда будут доказательства», - сказал Артемьев. По его мнению, цену, сформированную на бирже в настоящее время, нельзя считать справедливой, так как отсутствуют четкие параметры формирования этой цены. ФАС не исключает, что в ходе биржевой торговли нефтепродуктами имели место адресные сделки и «формирование крупных лотов, когда цена нагоняется».

По мнению юриста отдела Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Алексея Манчестера, постоянные претензии ФАС к нефтяникам говорят о неэффективности действующей системы. «Проблема либо в законодательстве по регулированию рынков, либо в эффективности работы ФАС, - считает он. - Даже поверхностное знакомство с законодательством позволяет выявить его недочеты. В частности, это касается суммы штрафов, которые ФАС вправе выписать ВИНК в случае нарушения закона – штраф может колебаться от 1% до 15% от выручки компании от оптовой продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Учитывая не первые претензии ФАС к одним и тем же компаниям, лаг стоит существенно сократить и повысить минимальный порог. Кроме того, необходимо прекратить практику мировых соглашений. Более жесткие правила заставят нефтяников действовать на рынке более осмотрительно».

По мнению юриста, нескончаемые судебные заседания относительно претензий ФАС свидетельствуют о недоработке законов в области регулирования рынков. «Очевидно, необходимо сделать законодательную базу более однозначной. И поправки должна лоббировать ФАС, как заинтересованный государственный орган, - полагает он. - Понятно, что изменения законодательства, тем более в области регулирования рынков, процесс крайне сложный. Однако менять законодательство необходимо, поскольку пока от нынешнего положения выигрывают лишь юристы, ведущие долгосрочные судебные споры относительно претензий ФАС к ВИНК».

Впрочем, как напоминает аналитик ИК «ФИНАМ» Александр Ерёмин, основная сложность в том, что виновность ВИНК является довольно спорным вопросом. «Вот, например, сейчас все ВИНК начали ссылаться, что повышали цены вслед за ростом биржевых котировок на нефтепродукты. А ведь идея привязки их цен к биржевым котировкам принадлежала именно ФАС», - говорит аналитик.

«Здесь, наверное, уместно говорить о неэффективности регулирования цен на нефтепродукты внутри страны, - полагает Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе». - Существующая система якобы «рыночного» ценообразования, да к тому же увязанная через НДПИ, привязанный к мировым ценам на нефть, с постоянно меняющейся конъюнктурой, делает довольно запутанной и непрозрачной систему регулирования ценообразования на нефтепродукты».

«Компании периодически пытаются устроить «ценовой сговор» и поднять цены (что в их положении логично), ФАС долго и нудно с ними судится (что тоже логично – для того и создана), а даже если и штрафует, то деньги уходят в казну, а не возмещаются потребителю, который, собственно, основным проигравшим в данной ситуации и остается, - обрисовал ситуацию аналитик. - Кроме того, потребитель совершенно не может планировать свои расходы и, например, авиакомпании периодически прибегают в то же ФАС с жалобами на подорожавший внезапно керосин».

По мнению Адамидова, если бы государство использовало стандартные и несложные административные меры, такие как квотирование продаж на внутреннем рынке для каждой нефтяной компании, регулирование цен на бензин (скажем, по той же схеме как цены на электроэнергию), исключало бы посредников при продаже нефтепродуктов армии, флоту, авиации и сельхозпроизводителям, «то никакой юридически-административной «движухи» не было и в помине». «Но пока что мы играем в свободный рынок. Причем совершенно не в интересах потребителя», - резюмирует он.

Илья Ищук, партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» считает, что сложившаяся ситуация не говорит о неэффективности ФАС России. «Скорее это говорит о необходимости совершенствования действующего антимонопольного законодательства и о том, что для повышения цен действительно существуют объективные экономические предпосылки, - уверен он. - Вопрос об изменении «правил игры» обсуждается не первый год в нефтяном сообществе. Однако речь идет скорее не об их изменении, а о том, что бы сделать их понятными и прозрачными всем игрокам нефтяного рынка. К сожалению, на практике складывается ситуация, когда нефтяники попросту не видят границ разрешенного поведения на рынке в силу отсутствия и нормативного закрепления».

Источник: Эксперт online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку