Марш согласных. Аббревиатурам облегчили путь в товарные знаки

28.09.2021

Эксперт: Максим Таболо
Источник: Коммерсантъ
Время чтения: 11 минут

Марш согласных. Аббревиатурам облегчили путь в товарные знаки
Фото: NTG

Суд по интеллектуальным правам (СИП) расширил круг возможных к регистрации словесных товарных знаков. На примере дела датской NTG Nordic Transport Group суд признал, что аббревиатура из согласных букв может быть зарегистрирована как товарный знак. Ранее Роспатент обычно отказывал в правовой охране таких буквенных сочетаний, и даже «Газпром нефти» удалось зарегистрировать свой бренд GPN только в этом году. Менее известным компаниям это не удавалось, теперь же благодаря новой позиции суда с этим будет проще, говорят юристы.

Датская NTG Nordic Transport Group добилась регистрации своего товарного знака NTG в России (международную регистрацию компания получила в 2018 году). Об этом “Ъ” рассказал юрист АБ КИАП Максим Таболо, представлявший интересы Nordic в суде, отметив, что это решение «имеет важное практическое значение для бизнеса». Тяжба компании с Роспатентом началась после того, как в сентябре 2019 года ведомство отказалось предоставить правовую охрану знаку NTG. Nordic пыталась возражать, но в декабре 2019 года опять получила отказ Роспатента. И даже после того, как СИП осенью 2020 года обязал ведомство повторно рассмотреть возражения заявителя, служба не изменила своего решения. По мнению Роспатента, «отсутствие гласной в составе буквенного элемента не позволяет признать его словесным», его можно рассматривать только как сочетание согласных букв. Кроме того, NTG не имеет характерного графического исполнения и не обладает «различительной способностью», посчитала служба. Компания снова обратилась в СИП и в сентябре наконец выиграла дело: суд обязал Роспатент предоставить правовую охрану бренду NTG.

Согласно правилам Роспатента, не могут получить правовую охрану, в частности, простые геометрические фигуры, линии, числа, отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово. Предполагается, что они не обладают различительной способностью. По мнению ведомства, Nordic не доказала, что буквосочетание NTG воспринимается потребителями конкретного товара как слово (аббревиатура), имеющее конкретное значение. Но СИП с этим не согласился.

Суд поддержал доводы компании о том, что NTG обладает «словесным характером», поскольку «является аббревиатурой, образованной именно от отличительной части фирменного наименования компании». Это подтверждалось и лингвистическим заключением. Кроме того, потребители услуг «ясно, четко и однозначно воспринимают буквосочетание NTG именно как аббревиатуру», учитывая то, что визуально знак представляет собой крупные буквы аббревиатуры, а под ними мелким шрифтом приводится ее расшифровка, иные же словесные элементы отсутствуют, указал суд.

«Закон содержит лишь общее требование о том, что товарный знак должен обладать достаточной степенью различительной способности»,— поясняет патентный поверенный агентства «Бутенко и партнеры» Светлана Бутенко, добавляя, что ведомственные правила требуют еще и словесного характера. Роспатент обычно не считает аббревиатуру способным к охране словом, особенно если она состоит только из согласных букв, уточняет руководитель практики юрфирмы «Интеллектуальный капитал» Василий Зуев. Партнер юрфирмы «Косенков и Суворов» Константин Суворов подтверждает, что в РФ практика отказов в регистрации сочетаний согласных очень устойчивая. «Примечательно, что в Китае, США и ЕС регистрация аббревиатур обычно не ограничивается на практике. Российский подход в этом смысле уникален, особенно с учетом того, что советский "новояз" использовал аббревиацию как распространенный способ словообразования»,— отмечает госпожа Бутенко.

Единственное, что позволяло зарегистрировать произносимые побуквенно сочетания,— если заявитель мог доказать их известность рядовому потребителю. По такому пути пошла «Газпром нефть», которая с 2016 года добивалась охраны обозначения GPN и получила его только в 2021 году тоже через СИП, для чего компания продемонстрировала его узнаваемость, в том числе среди 71% потребителей, по соцопросам. «Крупным компаниям (как BMW, BBC, JBL и др.) проще, так как у них высокая узнаваемость и легче доказать приобретенную различительную способность»,— отмечает господин Суворов. По словам Василия Зуева, для этого нужно длительное и интенсивное использование обозначения. Но если компания не очень крупная и известная, это влечет для нее затраты на рекламу, экспонирование товара на выставках и другие меры, чтобы изначально «слабое» название в глазах рядового потребителя начало ассоциироваться именно с заявителем, подчеркивает госпожа Бутенко. Теперь же такие доказательства необязательны.

«По решению СИП аббревиатура, даже если она состоит только из согласных букв, может быть зарегистрирована как товарный знак, если потребитель воспринимает ее именно как аббревиатуру и может расшифровать»,— подчеркивает господин Суворов. Особенно если в композиции, заявляемой на регистрацию, приводится расшифровка такой аббревиатуры, уточняет Светлана Бутенко. Господин Зуев полагает, что СИП будет следить за формированием единообразия по аналогичным спорам и в ближайшее время «вероятно увеличение числа заявок, включающих аббревиатуру и ее расшифровку».

Анна Занина, Екатерина Волкова


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку