Дорогой просчет: где и почему чаще всего ошибаются юристы

Дорогой просчет: где и почему чаще всего ошибаются юристы
Источник: Право.ру
Время чтения: 23 минуты

Начинающих специалистов губит поспешность в выводах и невнимательность. Да и университетского образования просто недостаточно, чтобы освоить даже базовые навыки качественного консалтинга. У опытных юристов другие проблемы — самоуверенность и лень. Не перепроверил младшего коллегу, не прочитал последние законодательные изменения — это уже чревато оплошностями. При этом не все из них получится исправить в дальнейшем. 


Популярный фразеологизм, который приписывают сразу нескольким историческим личностям, гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Тем более очень мало людей способны действовать профессионально в условиях цейтнота и многозадачности, подчеркивает партнер АБ Адвокатское бюро «Q&A» Сергей Токарев. Из-за чего вероятность совершить ошибку повышается. Сложнее обстоит вопрос с их признанием. В российском обществе есть стереотип, что так поступают только слабаки, делится наблюдениями руководитель юридического департамента Inditex Russia Артем Подшибякин. При подобном отношении к просчетам особенно непросто приходится молодым специалистам, которым элементарно не хватает знаний, полученных в вузе.

Ошибки новичков

Дело в том, что многие нормы работают на практике не так, как они написаны, а некоторые правовые положения вообще фактически не действуют. Потому начинающий юрист даже опаснее обывателя, предупреждает партнер MGP Lawyers Денис Быканов: «Первый старается руководствоваться законом, а второй — здравым смыслом. А многие судьи, особенно в СОЮ, руководствуются здравым смыслом чаще, чем законом».

В первый год работы ко мне попало дело о взыскании долга по договору займа. У клиента была расписка. И я совершил ошибку, посчитав его беспроигрышным. Только в процессе выяснилось, что стороны на самом деле заключили договор купли-продажи, а товар имеет существенные недостатки и т. п. Нам удалось взыскать только сравнительно небольшую сумму по договору.

Артур Большаков, управляющий партнер АБ Большаков, Челышева и партнеры

Недавние выпускники университетов часто ошибаются и при системном толковании нескольких норм. А еще торопятся с выводами, изучив проблему поверхностно, добавляет управляющий партнер Land Law Firm Денис Литвинов. Такой подход в начале карьерного пути бывает из-за того, что юристы еще не владеют комплексным пониманием законодательства. Внешне правомерное с точки зрения гражданского права поведение может скрывать в себе явное нарушение антимонопольных норм. По словам руководителя группы спецпроектов ЮФVEGAS LEX Анастасии Чередовой, начинающий специалист, который не сталкивался со специальным регулированием, порой этого не заметит.

Скорость нередко достигается в ущерб качеству. Со временем забудется, как руководитель в пятницу вечером говорил, что документ «нужен еще вчера». В памяти останется лишь то, что наспех составленная конкретным юристом бумага оказалась с нареканиями.

Денис Быканов

«Грешат» молодые юристы и невнимательностью. Одни не прикладывают обязательные документы, другие ограничиваются в процессуальных документах шаблонными формулировками, перечисляет адвокат АБ Забейда и партнеры Артем Саркисян. В первом случае могут вернуть апелляционную или кассационную жалобу, во втором — суд неверно интерпретирует фактические обстоятельства дела. Литигаторам еще нужно учиться подстраиваться под манеру ведения процесса тем или иным судьей. Что считается похвальным у одного судьи, то у другого будет считаться фатальной ошибкой, предупреждает управляющий партнер ЮФ «Ялилов и партнеры» (ранее — ЮФ Шаймарданов, Ялилов и Сабитов ) Айнур Ялилов.

Он обращает внимание, что на заре карьеры специалисты рассматривают вопросы как сугубо юридические, не подвергая их экономическому анализу, не видя людей, бизнесы и отношения за этими вопросами. В ряде случаев руководство осознанно идет на определенный риск, и задача юриста в том, чтобы его минимизировать и максимально обезопасить компанию, а не заблокировать принятие решения в целом, объясняет Чередова.

Кроме того, начинающие юристы не умеют консультировать: этому нигде не учат. Из-за чего им сложно составлять понятные заключения, меморандумы и служебные записки. По мнению Вячеслава Хоровского, управляющего партнера московского офиса GRATA International, такая проблема многослойна: начиная от формата написанного клиентам и заканчивая содержимым, где фокус — на теоретической стороне без четко сформулированных рекомендаций и выводов.


Главные ошибки начинающих юристов

  • Излишняя самоуверенность.

  •  Невнимательность.

  •  Желание побыстрее выдать результат.      

Источник: Владислав Варшавский, управляющий партнер ЮФ Варшавский и партнеры

Сложности возникают и с правильной расстановкой приоритетов. Придя в новую компанию, молодой юрист может оказаться в ситуации, когда ему дают большое количество поручений одновременно. По мнению управляющего партнера АБ «Китсинг и партнеры» Владимира Китсинга, не стоит стремиться «объять необъятное»: «Взявшись одновременно за большое количество дел, юрист рискует остаться у разбитого корыта вместе с разочарованным клиентом».


Невнимательный юрист — беда на проекте. Если есть в характере такие качества, как рассеянность, небрежность к мелочам и деталям, то, наверное, не стоит и вовсе идти в юристы даже учиться, не говоря про работу по профессии. Лучше куда-то в творческие профессии податься, реализовать себя в инстаграме или тиктоке.

Андрей Корельский, управляющий партнер АБ КИАП


Ошибки случаются и с финансовыми вопросами. Одна из них — не брать предоплату со своего доверителя при самостоятельной или адвокатской работе. Некоторые клиенты полагают, что за выигранное в суде дело можно не платить юристу, потому как «всю работу сделал суд», а за проигранное не рассчитаются из-за «плохого» результата, поясняет Быканов. Чтобы избежать большинства перечисленных ошибок или минимизировать их вероятность, старший партнер Criminal Defense Firm Алексей Касаткин советует использовать институт наставничества над «молодым» коллегой со стороны более опытных адвокатов.

Мы в нашей юрфирме относимся к ошибкам как элементу обучения на всех должностных уровнях. Ошибка, сделанная впервые и вне рамок гигиенического минимума hard и soft skills для конкретной должности, — повод для получения нового опыта.

Денис Литвинов

Просчеты профессионалов

Самоуверенность и лень — то, что обычно губит профессионалов. Речь идет о ситуациях, когда опытный специалист в 35-й раз не перепроверяет один и тот же закон, игнорируя тренды «бешеного принтера», который изменяет их с завидной регулярностью. Об этом говорит управляющий партнер АБ КИАП Андрей Корельский. Иногда возникает соблазн проконсультировать по памяти, добавляет управляющий партнер АБ Адвокатское бюро "НБ" Нина Боер. Аккуратнее стоит быть и с делегированием задач младшим коллегам. Результаты их работы стоит все же всесторонне проверять, подчеркивает Саркисян. 


Бывает, что упускаешь какое-то изменение в законе или разворот в практике. Законодательство меняется так стремительно и зачастую без широкого предварительного обсуждения, что немудрено что-то пропустить. Это лечится командной работой: можешь забыть или не знать ты, но кто-то из коллег точно не упустил.

Денис Саушкин, управляющий партнер АБ Адвокатское бюро ZKS

Большой ошибкой является недооценка других участников процесса. На это обращают внимание Касаткин и Китсинг. В практике достаточное количество прецедентов, когда именитые юрфирмы с большим ресурсом проигрывают дела командам поскромнее, поясняет управляющий партнер АБ «Китсинг и партнеры»: «Даже пройдя огонь, воду и медные трубы, нельзя полагаться только на добытый багаж знаний».

Еще одна оплошность многих опытных юристов заключается в том, что они слишком погружены в практику, а теория, которой их учили, во многом оказывается забытой, рассуждает Быканов. Он отмечает, что такой юрист рискует стать жертвой шаблонов, которому сложно прогнозировать решение нетипичных дел.

Своеобразным недостатком можно считать нежелание опытных специалистов повышать свою квалификацию. Партнер Maxima Lega Максим Али объясняет, что такой юрист может полагаться на свой опыт, трудясь без новых знаний: «Это одна из наиболее серьезных проблем, с которой можно столкнуться, и она ставит под угрозу качество работы, выполняемой юристом». 

При этом речь идет не только о юридических просчетах. По словам управляющего партнера ЮФ Lidings Андрея Зеленина, самые неприятные ошибки происходят в коммуникации — с коллегами внутри фирмы, клиентами или партнерами по рынку: «Практика показывает, что именно они самые тяжелые и в плане последствий, и в плане возможности исправления». Токарев подчеркивает, что не нужно выстраивать отношения с оппонентами изначально с конфликта: «Это закрывает многие двери для дальнейшего диалога».

Управляющий партнер Lidings подчеркивает, что сегодня особое внимание следует уделять особенностям общения по электронной почте и в соцсетях. Очень распространенная рутинная ошибка в адресатах email-сообщений: юрист забывает убрать клиента из внутренней коммуникации или не удаляет ее при пересылке письма третьему лицу.

Я неоднократно слышал отзывы от английских и американских коллег, что российские юристы порой бывают слишком резкими и даже грубыми в переписке. Если произошла какая-то ошибка или недоразумение, не нужно их замалчивать, лучше поделиться со старшими коллегами и вместе решить, как поступить. Иногда бывает вполне достаточно оперативно принести извинения и двигаться дальше в правильном направлении.

Андрей Зеленин

Ошибки, которые сложнее всего исправить

Любые оплошности делятся на устранимые и неустранимые. К числу вторых относятся те, которые уже нельзя устранить по закону, констатирует Ялилов. Тот же пропуск срока исковой давности. Такие ошибки всегда заметны, нередко фатальны для дела и редко исправимы, говорит Быканов.

Невозможно исправить упущения в профессиональной деятельности, которые негативно отразились на дальнейшей судьбе доверителя, его родственников или бизнеса. Допустим, адвокат не сообщил доверителю обо всех последствиях признания вины, если в деле нет достаточных доказательств, а клиента в итоге осудили на длительный срок лишения свободы, приводит пример Касаткин. Хотя имелись разумные шансы добиться прекращения уголовного преследования.

Не менее сложно исправить ошибки, допущенные в ходе судебных разбирательств. Если не представить имеющиеся документы сразу, то в вышестоящих инстанциях это уже не удастся сделать, резюмирует управляющий партнер ЮФ Варшавский и партнеры  Владислав Варшавский.

Опыт показывает, каким бы параноиком и перестраховщиком ты ни был, оказывается, что надо быть еще бóльшим параноиком и перестраховщиком. Наша профессия не располагает к успокоению. Если ты ночью перед сном не смотришь в потолок, пытаясь в холодном поту вспомнить, все ли подал, все ли в срок, то твоему клиенту не очень повезло с юристом.

Айнур Ялилов

Алексей Малаховский