Исследование: как пандемия изменила отношения юристов с клиентами

Исследование: как пандемия изменила отношения юристов с клиентами
Источник: Право.ru
Время чтения: 14 минут

Пандемия изменила многое – и для юридического бизнеса тоже. Юристам и клиентам пришлось учиться новым форматам взаимодействия, а консультанты из практик, не слишком востребованных раньше, теперь завалены работой. Чтобы выяснить, как сейчас бизнес работает с юристами, мы провели небольшое исследование – и теперь вместе с юристами подводим его итоги.

Как показали результаты опроса, пандемия повлияла на многие юридические практики. Согласно ответам наших респондентов, такие сферы, как международный арбитраж, международные судебные разбирательства и морское право пользовались минимальным спросом в 2020 году. Это легко объяснить – закрытые границы ударили по международному сотрудничеству.

Самыми востребованными практиками по результатам опроса ожидаемо оказались «арбитражное судопроизводство», «коммерческая недвижимость и строительство», «разрешение споров в судах общей юрисдикции», «налоговое право» и, конечно, «банкротство».

Партнер Инфралекс Артем Кукин считает, что «принципиальных провалов» спроса на юридические услуги пандемия не принесла. «Скорее, можно говорить о том, что сменился фокус», – говорит юрист. Например, на рынке банкротств теперь больше внимания уделяется должникам. Ведь огромное количество компаний в результате коронавирусных ограничений приблизилось к финансовому краху. Законодателю пришлось экстренно реагировать, вносить изменения в Закон о банкротстве, а юридическим консультантам - массово консультировать клиентов, как преодолеть кризис.

Также Кукин отмечает рост спроса на услуги в области цифровой экономики. Пандемия подтолкнула клиентов юридических фирм переводить многие направления бизнеса в цифровой формат, говорит Кукин, а законодательство в этой области имеет существенные пробелы. «Поэтому растет востребованность креативных юристов высокой квалификации, способных поддержать законотворческую инициативу клиентов и оказать им помощь согласно действующим законам», – комментирует эксперт.

В Пепеляев Групп не заметили снижения спроса на юридические услуги. В то же время, управляющий партнер юрфирмы Сергей Пепеляев отмечает временные изменения в пользу тех или иных направлений. Например, при переводе сотрудников на «удаленку», клиенты массово обращались в практику трудового права. А юристы коммерческой и судебной практик активно занимались форс-мажорными ситуациями. 

Если в апреле и сентябре клиенты в основном обращались к нам с вопросами последствий пандемии, то сегодня мы активно сопровождаем обычные текущие проекты.
Сергей Пепеляев

Весной снижение спроса действительно было, отмечают Рустам Курмаев, управляющий партнер Рустам Курмаев и партнеры, и глава КИАП Андрей Корельский. Юрфирма Корельского остановила работу судебных практик, поэтому юристам приходилось работать «в стол». «Но уже летом отложенный клиентский спрос вернулся, а осенью вышел на "доковидный" уровень», – говорит Корельский. По словам Курмаева, после того, как были сняты ограничения на передвижение, а суды вновь открылись, спрос в сфере разрешения споров и банкротств восстановился во всех регионах. «Более того, мы ожидаем роста по всем основным направлениям нашей специализации в ближайший год», – рассказал эксперт.

Приоритеты клиентов изменились

В 2020 году клиенты стали требовательнее к консультантам, отмечает Сергей Пепеляев. Их можно понять: сейчас бизнес переживает тревожный период, поэтому консультантам стоит «подставить плечо» и дать своевременную консультацию.

Согласно результатам нашего опроса, самый важный фактор при выборе юристов сейчас - это знание и опыт по предмету обращения. За этот пункт проголосовал каждый четвертый респондент. Для каждого второго оказались важны рекомендации знакомых и коллег, общая квалификация юристов и, конечно, стоимость услуг.

62721.png

Клиенты стали более ограничены в бюджетах, подтверждает Курмаев. «Мы видим, что существенно возрастает спрос на финансирование судебных процессов, что также характеризует текущую экономическую ситуацию как неблагоприятную для бизнеса», – рассказывает эксперт. По мнению Кукина, сегодня на первый план выходят уровень квалификации, креативность, гибкость в коммуникации и принятии решений. 

При этом не так много клиентов обращает внимание на общую известность юрфирмы и ее репутацию (22,6% респондентов) и применяемые технические решения (11,9% участников опроса). Подавляющее число респондентов также заявило, что не использует в своей работе Legal Tech решения. «Для моей компании это неактуально», – написал один из участников опроса.

Мессенджеры в помощь

Дела обстоят интереснее, если обратить внимание не на специализированные Legal Tech решения, а на более привычные технологии. В режиме удаленной работы, клиентам бывает важно получить обратную связь от консультанта в максимально сжатые сроки, если речь о бизнес-решениях, которые не терпят отлагательств. 

И тут на помощь клиентам и юристам приходят мессенджеры – согласно результатам опроса, при организации своей текущей работы и общения с консультантами их используют три из четырех респондентов. Также прочные позиции у электронного документооборота и файлообменных систем – их используют половина опрошенных. Популярна и видео-конференц-связь.

какие технические разрешения.png

Стало меньше встреч вживую по делам и проектам, всё общение ушло в онлайн, почтовые, видео- и чат-платформы, подтверждает Корельский. «Но к декабрю многие из коллег, кто за две волны уже приобрел антитела, снимают для себя «табу» на оффлайн и довольно активно возвращаются к привычному образу жизни», – отмечает юрист.

Сейчас большая часть предконтрактной и контрактной работы ведется "виртуально". Поэтому возросли требования к информационной безопасности и качеству каналов связи.
Артем Кукин, партнер Инфралекс

Встречи tet-a-tet не прекратились, отмечает Пепеляев: некоторые темы все еще лучше и эффективнее обсуждать, глядя друг другу в лицо. «Но оказалось, что многие вопросы, для обсуждения которых раньше требовались личные встречи, можно обсуждать с тем же успехом дистанционно», – рассказывает эксперт. Также оказалась востребованной практика очно-заочных встреч, когда некоторые участники встречаются в переговорной комнате, а другие подсоединяются онлайн.

Да, общение стало больше в онлайне, нежели очно, но большой разницы нет. Клиенту, как и раньше, важнее вовремя получить необходимый документ, а не пообщаться вживую с юристом.
Дмитрий Горбунов, партнер фирмы Рустам Курмаев и партнеры