«Право.ru»: законодательные новеллы – что вступает в силу в декабре

«Право.ru»: законодательные новеллы – что вступает в силу в декабре
Источник: Право.Ru
Время чтения: 17 минут

После 21 декабря компаниям придется задуматься о практике предоставления работникам служебного автомобиля. В регионах 30 декабря власти получат право запрещать движение и парковки возле школ, больниц, спортивных и других социальных объектов. А с 31 декабря закончатся надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства.

Хозяйственные товарищества смогут получить статус субъектов малого и среднего предпринимательства

Кроме них, с 1 декабря такая возможность появится у компаний с иностранным участием. Однако если иностранное участие превышает 49%, иностранный учредитель должен соответствовать количественным показателям для малого (среднего) предприятия по российскому законодательству. Проверять это соответствие будут аудиторские компании на основе отчетности о доходах и штате, подаваемой материнской компанией.

Сейчас к субъектам малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные общества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, КФХ и ИП. Статус субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) дает льготы и послабления – например, право заменить любой административный штраф предупреждением. "Сейчас также обсуждается распространение нормы о замене штрафов на предупреждения на некоммерческие организации (вспомним дело "The New Times") независимо от размера их доходов и штата", – рассказал партнер Мозго и партнеры Антон Шаматонов. "Изменение, бесспорно, является благоприятным для хозяйственных товариществ. Несмотря на то, что рост количества МСП имеет положительное значение для экономики, он также может привести к возможному понижению эффективности предоставления мер государственной поддержки – если бюджетные ассигнования не будут увеличиваться пропорционально количеству их получателей", – отметил старший юрист ООО ЮФ Надмитов, Иванов и Партнеры Михаил Степкин.

После 31 декабря для субъектов малого предпринимательства закончатся надзорные каникулы в отношении плановых проверок. "За три года действия моратория не произошло сильного снижения административного давления на предприятия, т.к. мораторий можно было обойти за счет внеплановых проверок и административных расследований. Отмена моратория, конечно, еще больше ухудшит положение предпринимателей", – считает руководитель практики ФБК Право Елена Бокарева. Она рассказала, что вопрос о продлении моратория на плановые проверки до 2022 года и расширении его действия на средние предприятия завис после трагедии в Кемерово. Сейчас надзорные органы отменяют приказы о запрещении проверок малого и среднего предпринимательства, а значит, последним следует готовиться к череде проверок после трехлетнего перерыва. 

(Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

Юрлица, осуществляющие перевозки для собственных нужд, обязаны оснащать машины тахографами

Кроме того, с 21 декабря им придется организовывать проведение медицинских осмотров, обучать водителей навыкам первой помощи и уволить тех, у кого нет российских прав. Сотрудники ГИБДД получат право проверять тахографы в машинах. А водители, занимающиеся международными перевозками, с 14 декабря должны получать свидетельство профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика.

"Нововведения практически приравнивают компании, перевозящие грузы и пассажиров для собственных нужд, к коммерческим перевозчикам. Теперь почти все юрлица с корпоративными автомобилями должны устраивать парковки, проводить предрейсовый контроль машин и медицинские обследования водителей", – рассказала старший юрист Мозго и партнеры Светлана Макарова. По ее мнению, если правоприменительная практика будет следовать такому расширительному толкованию, для бизнеса появится дополнительное административное бремя и повод искать пути обхода закона. "Наиболее остро поправки затронут компании, в которых работникам в качестве бонуса предоставляется служебный автомобиль: есть вероятность, что от этой практики придётся отказаться", – добавила Макарова. 

(Федеральный закон от 20.12.2017 N 398-ФЗ, приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287)

Появится инвестиционное консультирование

Инвестиционное консультирование – это профессиональная деятельность по оказанию консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними или заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных консультаций. После 21 декабря инвестиционным советником может стать юридическое лицо или ИП, которое является членом саморегулируемой организации в сфере финансового рынка и включен в единый реестр инвестиционных советников. Вести реестр будет Банк России, но все заинтересованные лица получат доступ к нему.

"Изменения привлекут к процессу инвестирования широкий круг лиц. Они соответствуют зарубежной практике и законодательству развитых финансовых рынков", – заявил старший юрист ALTHAUS Legal Игорь Федотов. По его мнению, нововведения позволят уменьшить риск получения неквалифицированных финансовых консультаций, а также выработать стандарты инвестиционного консультирования на территории России. "Участники рынка и Банк России играют на опережение, не давая разрастись диким инвестиционным консультациям до масштабов существенной проблемы. Перевод таких консультаций в сферу регулируемой деятельности с аттестацией, разрешениями, СРО и раскрытием информации об ангажированности – определенно позитивное изменение. Помимо репутации, консультанты будут рисковать своими финансами и доступом на рынок", – считает ведущий юрисконсульт ФБК Право Виктор Иванов. 

(Федеральный закон от 20.12.2017 N 397-ФЗ)

Производители пищевой продукции начнут ставить маркировку «ГМО»

Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» и сейчас обязывает информировать потребителей о том, что продукция получена с применением ГМО. Однако он не указывает, как это нужно делать. С 26 декабря все прояснится – производителям нужно будет наносить знак маркировки «ГМО» рядом с единым знаком обращения продукции на рынке ЕЭС.

«Наличие соответствующего знака маркировки существенно облегчит жизнь потребителям, которые ответственно подходят к выбору продуктов. Нововведение также окажет положительное влияние на производство органических продуктов. Более четкое разделение на ГМО и не-ГМО потенциально может способствовать продвижению органических продуктов", – заявил юрист АБ КИАП Алексей Гурин.

(решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 90)

Субъекты РФ и муниципалитеты получат право ограничивать и запрещать движение по дорогам

С 30 декабря ограничения могут устанавливаться в зависимости от времени суток, конкретного дня, типа и категории транспортных средств, их экологического класса и даже наполненности пассажирами. "С одной стороны, это поможет разгрузить движение, с другой – создать дополнительные трудности", – уверена старший юрист группы ГЧП Capital Legal Services Дарья Сонина. 

Также урегулированы парковки: на уровне субъектов РФ их могут запретить или ограничить по времени возле школ, больниц, спортивных и других социальных объектов. Появятся региональные реестры парковочных мест. В случае ремонта дорог для автомобилистов установлены определенные гарантии: им должен быть обеспечен объезд в случае, если ремонтируется более половины проезжей части. 

"В целом изменения можно оценить позитивно. Следует отметить тенденцию к ужесточению регулирования в сфере организации дорожного движения, например, в части возможных ограничений или запретов. Это компенсируется дополнительными гарантиями – например, за счет альтернатив, предоставляемых публичным транспортом", – сообщила Сонина. "Это важная веха на пути к открытому диалогу между властью и обществом. Наконец-то нам честно сказали, что приоритет – общественный транспорт, велосипеды и пешеходы, а безопасность дорожного движения важнее удобства и комфорта", – считает руководитель практики ФБК Право Александра Герасимова. "Цели закона актуальны и востребованы среди участников дорожного движения. Однако в текущем виде закон содержит больше пробелов и неясности, чем каких-либо конкретных инструментов повышения эффективности дорожного движения", – отметила юрист АБ КИАП Юлия Усачёва.

(Федеральный закон от 29.12.2017 N 443-ФЗ)