«Сургутнефтегаз» захотел получить контроль над «бесхозяйными» акциями на 5,8 млн рублей

«Сургутнефтегаз» захотел получить контроль над «бесхозяйными» акциями на 5,8 млн рублей
Источник: Forbes
Время чтения: 7 минут

«Сургутнефтегаз» намерен вернуть под свой контроль акции на 5,8 млн рублей и для этого просит суд признать их бесхозяйными. Прежние владельцы бумаг — компании, которые уже не действуют. Юристы предупреждают, что создание прецедента может привести к тому, что в пользу компаний могут быть обращены бумаги «молчащих» акционеров и собственников без наследников.

«Сургутнефтегаз» попросил суд признать 133 375 обыкновенных и 25 313 привилегированных акций компании бесхозяйными и передать их компании. С 4 июля по 4 октября «Сургутнефтегаз» подала в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа четыре иска. Если суд во всех четырех случаях поддержит «Сургутнефтегаз», компания получит 0,0003% капитала стоимостью 5,8 млн рублей (оценка по данным Мосбиржи на закрытие 11 октября), подсчитали «Ведомости».

По первому иску суд уже согласился с «Сургутнефтегазом» и присудил ему 19 100 акций, принадлежащих АСБ-банку (прекратил деятельность в 2010 году). Суд посчитал, что акционер обязан участвовать в принятии корпоративных решений, без акционера или при наличии в реестре акционеров мертвых душ управление обществом невозможно. 11 октября «Сургутнефтегаз» объявил полученные бумаги своей собственностью. АСБ-банк упоминается еще в одном иске, третий иск касается изъятии акций у недействующей «Воля ltd», четвертый — у недействующего ОАО «Инвестиционно-финансовая компания Логрус». В этих исках ответчиком указан держатель реестра акционеров «Сургутинвестнефть», решения по ним еще нет.

В марте «Сургутнефтегаз» также добился через суд возвращения своих акций: компания получила 500 000 бесхозяйных бумаг, ранее принадлежавших ликвидированному ЗАО «Финансовая компания «Интерфин».

Акции «Сургутнефтегаза» резко подорожали. Инвесторы ждут открытия его «кубышки» на 3,25 трлн

По закону все бесхозяйное имущество должно обращаться в доход государства, заявил «Ведомостям» партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. Если прецедент «Сургутнефтегаза» станет практикой, то в пользу компаний могут быть обращены все акции безнаследных собственников, обанкротившихся юридических лиц, а также бумаги акционеров, которые получают дивиденды, но не участвуют в собраниях держателей бумаг, отметил Степанов.

Решение суда взвешенное и обоснованное, возражает директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин. Решение суда отдать акции «Сургутнефтегаза» вызвало вопросы у партнера адвокатского бюро КИАП Антона Самохвалова. Нужно либо законодательно прописывать методы работы с проблемой, либо ждать разъяснений Верховного суда, заявил партнер BMS Law Firm Денис Фролов.

Представитель «Сургутнефтегаза» не ответил на запрос «Ведомостей».

«Сургутнефтегаз» занял второе место в рейтинге «200 крупнейших частных компаний России» по версии Forbes.

Штаб-квартира: Сургут

Отрасль: нефть и газ

Выручка: 1867 млрд рублей

Персонал: 112 809 человек

На «Сургутнефтегаз» сегодня приходится 11% нефтедобычи и 7% нефтепереработки в России. В 2018 году компания добыла 60,9 млн т — это четвертый по величине показатель в России после «Роснефти», «Лукойла» и «Газпром нефти». Добыча газа упала в прошлом году на 2,8% — до 9,7 млрд куб. м.

С 1984 года компанией бессменно руководит Владимир Богданов. Бенефициары «Сургутнефтегаза» рынку неизвестны. Компания — обладатель самой крупной среди российских компаний «денежной кубышки»: к концу 2018 года почти 3,1 трлн рублей находилось на счетах и депозитах, большая часть средств компании размещена в иностранной валюте