Число дел о защите интеллектуальных прав в арбитражных судах выросло в 4 раза за 8 лет - ВС РФ

Число дел о защите интеллектуальных прав в арбитражных судах выросло в 4 раза за 8 лет - ВС РФ
Источник: Интерфакс
Время чтения: 9 минут

Количество дел о защите интеллектуальной собственности, рассматриваемых в арбитражных судах, увеличилось в четыре раза с 2010 года, заявил в четверг на заседании пленума Верховного суда (ВС) РФ судья Владимир Попов. В 2018 году суды рассмотрели 12,8 тыс. таких споров, общая сумма заявленных требований составляла порядка 18 млрд рублей.

Согласно судебной статистике, из 12801 дела требования заявителей были удовлетворены в 9646 случаях (75%). Но из заявленных требований на 18 млрд рублей суды постановили взыскать лишь 3,48 млрд рублей. В частности, за защитой авторских и смежных прав правообладатели в 2018 году обращались в суды 2992 раза, их требования были удовлетворены по 2312 делам. Нарушения прав на товарные знаки касались 4077 споров, удовлетворены требования в 3075 делах.

На заседании пленума участники обсуждали проект постановления "О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ", посвященной защите интеллектуальных прав. Он потребовался в связи с внесенными в 2014 году изменениями в эту главу кодекса.

Доменные имена и товарные знаки

Документ, в частности, касается случаев незаконного использования товарных знаков в доменных именах. По общему правилу, нарушением считается использование доменного имени, которое тождественно или сходно до степени смешения с товарным знаком, и они оба касаются однородных товаров. Проект допускает, что нарушением исключительных прав на товарный знак можно считать и саму регистрацию доменного имени.

"Действия администратора (доменного имени - ИФ) по приобретению права на доменное имя (в том числе с учетом обстоятельств последующего его использования) могут быть признаны актом недобросовестной конкуренции", - говорится в проекте.

В таких случаях проект предусматривает возможность предъявлять требование о взыскании компенсации или возмещения убытков к администратору и к лицу, фактически использовавшему доменное имя. В этом случае они отвечают перед правообладателем солидарно.

"Ранее такая возможность была закреплена только в постановлениях Суда по интеллектуальным правам, и зачастую администраторы доменных имен пытались уйти от ответственности за неправомерное использование в своем доменном имени чужих зарегистрированных товарных знаков", - говорит юрист АБ КИАП Вячеслав Шмелев.

Больше доказательств

Проект постановления пленума уточняет моменты, связанные с предоставлением доказательств в спорах об интеллектуальных правах. Перечень допустимых доказательств в законе не установлен, а потому суды вправе принимать и полученные с использованием интернета, следует из документа. Допустимы будут скриншоты страниц сайтов с указанием адреса страницы и точного времени.

По словам судьи Красноярского краевого суда Татьяны Провалинской, эти дополнения обусловлены особенностями предмета доказывания в сфере интеллектуальных прав. В современных условиях результаты интеллектуальной деятельности в большей части оформлены именно в электронном виде, отметила она.

Подтвердить продажу контрафактной продукции можно не только товарным или кассовым чеком, но и другими доказательствами, например, аудио- или видеозаписью. При этом получать согласие на проведение такой записи не требуется, поскольку "информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является информацией о его частной жизни, в том числе информацией, составляющей личную или семейную тайну", говорится в проекте документа.

Руководитель практики "Разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности" в группе правовых компаний "Интеллект-С", патентный поверенный Максим Лабзин отмечает, что проект постановления разрешает при оспаривании в суде решений Роспатента представлять и новые доказательства, а не только те, которые исследовались ведомством. Например, истец, оспаривающий предоставление защиты товарному знаку, может принести в суд результаты дополнительных исследований, опросов потребителей, которые подтверждают, что другой знак похож на принадлежащий ему до степени смешения.