Как юристы продают себя

Как юристы продают себя
Источник: Ведомости
Время чтения: 20 минут

На маркетинг юрфирмы не скупятся даже в кризис.

"Основным инструментом маркетинга остаются рекомендации клиентов."

«На фабрике мы производим косметику, а в магазине мы продаем надежду», – говорил еще в прошлом веке создатель косметической компании Revlon Чарлз Ревсон, описывая сущность маркетинга: предложить людям решение их проблемы. Покупателям нужен не бур – а дырка, не газета – а информация, не юрист – а решение проблемы, например, как не сесть в тюрьму.

Но сейчас все больше проблем клиенты решают сами, и добиться их внимания юристы пытаются самыми разными способами. В среднем юрфирмы тратят на маркетинг 5–6% выручки, рассказывает управляющий партнер The Reputation & The Publicity Андрей Арих (компания консультирует бизнес по юридическому маркетингу и PR). Хотя у отдельных компаний такие расходы варьируются от 1,5 до 12% выручки, показал опрос «Ведомостей».

Траты оправданны, признают опрошенные юрфирмы: маркетинговый бюджет окупается, а некоторым юрфирмам, например «Пепеляев групп», эти расходы приносят до 30% новых клиентов.

Встречают по визитке

Маркетинг российских и международных юрфирм (RULF и ILF) устроен по-разному. Работа ILF во многом связана с международными офисами, которые не только разрабатывают общие стратегии, выбирают каналы продвижения бренда, но и согласовывают для российских офисов бюджет. Меньше у иностранцев и людей, занимающихся маркетингом, – на местах нужно около пяти человек, от которых ждут универсальности. Большинство ключевых заказчиков – ключевые клиенты глобальной фирмы, поэтому то, что мы делаем в России, – часть глобальной стратегии, говорит управляющий партнер Baker McKenzie в странах СНГ Сергей Войтишкин.

Крупные российские юрфирмы, напротив, создают собственные большие команды до 15 человек. А вот их небольшие конкуренты обходятся одним универсальным человеком, который отвечает и за развитие бизнеса, и за маркетинг, и за пиар. Маркетинговые проекты для таких юрфирм – разовые истории, а сам маркетинг ограничивается прямой работой с клиентами или даже «холодными звонками».

Но вне зависимости от размера юрфирм все они предпочитают все делать сами. И отдавать внешним компаниям лишь небольшие задачи – сделать сайт, помочь в организации мероприятия. Клиенты ждут должного качества даже от визиток или приглашений на мероприятия, легче все делать самим, чтоб соответствовать их ожиданиям, говорит маркетолог ILF. От того, насколько качественно проведено мероприятие, понятно, какой будет дальнейшая работа на конкретном проекте, согласна директор по правовой поддержке бизнеса X5 Retail Group Екатерина Лобачева.

 

Финансовый вопрос

Последние годы маркетинговые бюджеты юрфирм практически не менялись (по сравнению с 2013 г.), а у некоторых даже незначительно выросли, показал опрос.

Бюджет формируется исходя из долгосрочной стратегии, в том числе включает закрепленные расходы, например на постоянное членство в бизнес-ассоциациях, рассказывает директор по маркетингу «Пепеляев групп» Ольга Булатова. Принимается он на год, как правило исходя из выручки отдельных практик юрфирм. Но если нужны дополнительные средства, юрфирмы их находят. Например, если в течение года появляется новое направление услуг, которое надо продвигать, говорит представитель Deloitte. «Если вы пробежали половину дистанции и заметили, что вода закончилась, лучше все-таки набрать еще воды, чтобы не задохнуться до финиша», – описывает Оксана Балаян, управляющий партнер Hogan Lovells (СНГ).

Российские офисы ILF, как правило, согласовывают годовой бюджет с головным офисом. Но в зависимости от статей расходов бюджет можно формировать и на местном уровне, отмечает управляющий партнер DLA Piper в России и СНГ Константин Лузиньян-Рижинашвили. А CMS вовсе не делает этого. Зато бюджет фиксированный и даже жесткий, говорит старший партнер CMS Леонид Зубарев, не заявленные заранее мероприятия не будут согласованы.

Главное – не деньги

Многие вещи требуют времени и сил, но не денег, отмечает партнер Taxology Алексей Артюх. Главное для маркетинга юридических услуг – создание и поддержка имиджа. И в отличие от других сфер на юридическом рынке не работают привычные маркетинговые инструменты.

Например, юрфирмы не прибегают к прямой рекламе, которая часто создает только отрицательный эффект. Серьезные клиенты на нее не ориентируются, говорит управляющий партнер «Инфралекса» Артем Кукин. Навязчивые звонки и приглашения на обеды могут оттолкнуть, согласен главный юридический советник ГК «Мегаполис» Алексей Андронов. «Мы никогда не ориентируемся на рекламу, тем более сайт или маркетинговые мероприятия», – категорична Лобачева.

Основным же инструментом маркетинга остаются рекомендации клиентов. Компании в первую очередь ориентируются на отзывы, а уже потом на имя консультанта, опыт работы, цену, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. Но если ILF чаще вкладываются в продвижение бренда в целом, их российские конкуренты, напротив, продвигают конкретных юристов, это вызывает больше доверия у клиентов. Для юриста сейчас мало быть просто хорошим знатоком своего дела, он должен строить свой бренд и всегда быть на виду, считает управляющий партнер «Данилов и партнеры» Андрей Данилов.

Самым же эффективным инструментом остается участие в отраслевых мероприятиях и организация собственных: бизнес-завтраки, семинары, выездные сессии. Рекомендации приводят до 60% клиентов, выступления на мероприятиях – 30%, а комментарии в СМИ – 10%, делится маркетолог крупной российской юрфирмы.

Но с кризисом число мероприятий сократилось, а сами они стали скромнее. Меняются и их форматы, превращаясь в более развлекательные, говорит руководитель маркетинга ILF. Стало больше креатива, согласна старший юрист «Сибура» Алла Генералова.

Сокращается и спонсирование публичных мероприятий и конференций. Яркий пример – вечеринки юрфирм на юридическом форуме в Санкт-Петербурге, их проведение стоит миллионы, но они не приносят клиентов, жалуются маркетологи. Если раньше улица Рубинштейна была местом многочисленных вечеринок консультантов, теперь их количество сильно сократилось. Зато больше юрфирмы тратят на свои конференции и семинары.

Есть и особенные для рынка маркетинговые инструменты – участие в международных рейтингах и подготовка аналитики. Но позволить себе это могут не все. Да и клиентам нужно другое – набор инструментов не менялся много лет. И предложение юридического рынка явно отстает от запросов бизнеса, жалуется Нестеренко.

Новые тренды есть, спорит Арих: больше внимания уделяется современным диджитал-возможностям и соцсетям. Например, Clifford Chance начала выпускать юридические обзоры в формате подкастов, а также создала приложения на случай кибератаки или выездной проверки регуляторов, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Виктория Борткевича. Такие приложения на случай внезапной проверки есть и у других ILF.



Умный маркетинг

Проникают технологии и в другое направление маркетинга – участие в тендерах, подготовка к которым занимает примерно 20% времени маркетологов. Этот процесс они пытаются автоматизировать. С помощью специальных программ можно собрать «конструктор», рассказывает Войтишкин. Подобрать опыт, отвечающий критериям каждого запроса, учитывая специфику клиента, его деятельности и отрасль, перечисляет директор по маркетингу и операционной деятельности Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Светлана Клейменичева. Например, CMS ведет реестр подготовленных и отправленных предложений, отслеживает причины по проигранным тендерам, использует готовые шаблоны и базу проектов для оперативного составления документов.

Но полностью автоматизировать процесс невозможно, убеждены маркетологи и юристы, каждое предложение и клиент уникальны. Технологии в маркетинге применять нужно, но их время еще не пришло, а существующие решения пока не отвечают потребностям, говорит председатель комитета партнеров «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев.

Мешать прогрессу могут и сами юристы. Чтобы система работала, каждый сотрудник должен отмечать в ней любую активность с клиентом, но некоторые просто забывают, другие не хотят так детально погружать коллег в свой проект. Есть и те, кто просто отказывается, замечает руководитель отдела маркетинга международной юрфирмы: «Приходится убеждать. В принципе, это и есть большая часть нашей работы – уговорить неуговариваемого и продать непродаваемое».

Оценка маркетингу

Работа маркетологов все равно лишь подспорье, и во многом успех зависит от партнеров юрфирм. Маркетолог только вспахивает землю и готовит плодородную почву, посеять же зерна – задача юристов, говорит Арих. Больше всего новых клиентов приходит именно за счет усилий руководителей проектов и партнеров, согласна Нестеренко.

И даже результат работы маркетолога зависит от синергии с юристом. Некоторые юрфирмы даже вводят систему мотивации для юристов, чтобы они активнее участвовали в маркетинговой жизни, вспоминает Арих. Например, в КИАП у юристов есть маркетинговый рэнкинг, выполняя показатели которого можно получить дополнительный бонус по итогам года.

Строгого KPI для маркетинга нет, лишь понимание о примерном числе мероприятий в год, числе их участников, описывает Артюх. Да и они условны, определить показатели эффективности почти невозможно. Главное – отзывы клиентов, говорит руководитель маркетинга ILF, например, «когда партнеру звонят с отзывом на комментарии в газете». У некоторых юрфирм даже налажен процесс сбора отзывов от клиентов и сотрудников. Чтобы понять, какие направления развивать, заключает Войтишкин.