Административная ответственность за нарушение режима повышенной готовности (самоизоляции) на примере МосквыCOVID-19

10.04.2020

Эксперт: Даниил Жердев
Источник: Закон.ru
Время чтения: 18 минут

Административная ответственность за нарушение режима повышенной готовности (самоизоляции) на примере Москвы
Фото: © Depositphotos

07 апреля 2020 года районными судами города Москвы были вынесены первые постановления по делам об административных правонарушениях за нарушения установленного в городе режима повышенной готовности.

Напомним, что Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (далее – «Указ Мэра Москвы») в столице введен режим повышенной готовности.

С ухудшением эпидемиологической ситуации в Москве 29 марта 2020 года Главным государственным санитарным врачом города Москвы Правительству города предписано утвердить перечень профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий, в том числе обязать граждан не покидать место проживания (пребывания).

29 марта 2020 года гражданам запретили покидать места проживания (пребывания), о чем во исполнение указанного предписания в Указ Мэра Москвы внесены соответствующие изменения.

При этом Указом Мэра Москвы установлен закрытый перечень случаев, в которых разрешается покидать места проживания (пребывания):

  • обращение за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаи иной прямой угрозы жизни и здоровью,
  • случаи следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с Указом Мэра Москвы,
  • осуществление деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с Указом Мэра Москвы (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки),
  • следование к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с Указом Мэра Москвы,
  • выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания),
  • вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.

Также отметим, что аналогичные ограничения введены и в Московской области постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 года № 108-ПГ.

За нарушение режима повышенной готовности привлекают к административной ответственности.

Первые протоколы и вынесенные судебные акты Коптевского и Щербинского районных судов от 07 и 09 апреля 2020 года по делам о привлечении к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в городе Москве основаны на следующих правовых нормах.

Обосновывая нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суды ссылаются на статью 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которая устанавливает перечень обязанностей граждан, в том числе обязанность (1) выполнять требования постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и (2) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В этой связи невыполнение предусмотренных законом требований является основанием для привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение санитарного законодательства (статья 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Одновременно с введением в Москве и других регионах России режима повышенной готовности федеральным законодателем в главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»), посвященную, в том числе административным правонарушениям, посягающим на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, внесены изменения.

Так, частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Важно отметить, что КоАП РФ устанавливает рассмотрение дел об административных правонарушениях по части 2 статьи 6.3 исключительно судьями районных судов, а составление протоколов о таких правонарушениях относит к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) и Роспотребнадзора.

Одновременно с внесением всех вышеперечисленных изменений в нормативные правовые акты в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях (далее – «КоАП Москвы») также были внесены изменения, аналогичные по смыслу норме КоАП РФ об административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности, но предусматривающие ответственность в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей.

Следует отметить, что привлекая к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в одном случае суд исходил из нарушения, выразившегося в нахождении жителя Московской области на территории Москвы при отсутствии оснований, предусмотренных Указом Мэра Москвы. В других случаях привлекаемые граждане находились на улице на расстоянии более 100 метров от места проживания также при отсутствии к тому оснований. Во всех случаях размер штрафа составил пятнадцать тысяч рублей.

Таким образом, в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях установлено более мягкое наказание за нарушение режима повышенной готовности, но суды решили применять КоАП РФ.

Несмотря на то, что указанные судебные акты не вступили в законную силу и теоретически могут быть отменены Московским городским судом, так как есть неразрешенные вопросы соотношения федерального и регионального законодательства, уже сейчас можно сделать вывод о том, что московские суды намерены привлекать к административной ответственности граждан за нарушение режима повышенной готовности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Аналогичный подход к привлечению к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности применяется, в том числе, в Республике Башкортостан, что следует из новостей, размещенных на сайте МВД по Республике Башкортостан (https://02.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/19905497).

Наиболее активным регионом по привлечению к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции оказалась Республика Татарстан. Как сообщалось в СМИ (https://www.kommersant.ru/doc/4318092), за последние дни в Республике составлено более тысячи протоколов, но наиболее важным фактом является то, что в первых числах апреля жителей привлекали к ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а на сегодняшний день нарушение режима самоизоляции квалифицируется по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Петроградский районный суд города Санкт-Петербурга, рассматривая поступившие материалы дела о привлечении к административной ответственности местной жительницы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, пришел к выводу о необходимости возвратить материалы в полицию с указанием на то, что фактически гражданке вменены действия, ответственность за которые установлена статьей 20.6.1 КоАП РФ.

Следовательно, квалификация действий граждан в связи с нарушением ими режима повышенной готовности (самоизоляции) осложняется также соотношением части 2 статьи 6.3 КоАП РФ и частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Возникает вопрос: нарушение режима повышенной готовности (самоизоляции), выразившееся в нахождении граждан вне места проживания при отсутствии к тому оснований, установленных в соответствующем регионе, - это нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или невыполнение правил поведения?

С учетом изложенного становится очевидным, что в ближайшем будущем Верховному Суду РФ придется разобраться в вопросе квалификации действий граждан, нарушающих режим повышенной готовности, и поставить точку в вопросе применения статей 6.3, 20.6.1 КоАП РФ и регионального законодательства.



Возврат к списку