Срок налоговых проверок может быть сокращен втрое

Срок налоговых проверок может быть сокращен втрое
Источник: Ведомости
Время чтения: 10 минут

Контроль налоговиков за бизнесом может быть смягчен – такой законопроект во вторник внес в Госдуму председатель комитета Госдумы по налогам и бюджету Андрей Макаров. Система налогового контроля была создана 15 лет назад, но с тех пор изменилась и работа налоговиков, и сама экономика, пишет он в пояснительной записке: лишние ограничения можно отменить.

В конце прошлого года президент Владимир Путин поручил «настроить» налоговую систему. В законопроекте учтены предложения бизнеса и участников июльских парламентских слушаний, рассказывает партнер KPMG Михаил Орлов.

Официально в Минфин проект не поступал, утверждает представитель министерства. Его коллега в ФНС не ответил на запрос. Ни с Минфином, ни с ФНС он официально не был согласован, говорят два федеральных чиновника. Но в целом он получил поддержку, рассказывает другой чиновник, хотя детали надо дорабатывать. На слушаниях были представители правительства, сказал человек, близкий к руководству Госдумы, в курсе подготовки проекта и председатель Госдумы Вячеслав Володин. Получить комментарии Макарова не удалось.

Самое радикальное из предложений – сократить срок камеральной проверки втрое до одного месяца. С введением автоматизированной системы контроля за НДС требование уточнить декларацию поступает сразу, как только обнаруживаются нестыковки, рассказывает налоговый менеджер крупной компании, но потом еще три месяца проверяется право на возврат НДС, оборотный капитал замораживается. Возврат НДС – ключевая проблема, поддерживает крупный экспортер. Даже если компания не возмещает НДС, она все равно часто резервирует деньги на все три месяца на случай доначислений, говорит управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Кто на вычет

Чтобы претендовать на быстрое возмещение НДС, у компании должен быть низкий или средний уровень налоговых рисков, она не должна заявлять слишком большую сумму к вычету (больше суммы налогов за три года), а ее поставщики должны быть с низким налоговым риском. Не должно быть признаков получения необоснованной налоговой выгоды в сделках компании.

Против ФНС, месяц – нереальный срок, говорит ее чиновник, уложиться даже в три месяца сложно. Для добросовестных компаний срок уже сокращен до двух (см. врез), а для крупнейших экспортеров (налоги за три года не меньше 7 млрд руб.) предусмотрен ускоренный порядок возмещения. До месяца можно сократить уже сейчас, спорит чиновник финансово-экономического блока, хотя детали нужно обсуждать.

В поправки вошло и другое предложение, о котором бизнес просил несколько лет. Круг сделок, подпадающих под контроль за трансфертным ценообразованием, будет сужен: сумма подконтрольных внутренних сделок вырастет с 1 млрд до 3 млрд руб., а для внешних сделок (с аффилированными лицами) установлен порог – 60 млн руб. Сейчас под контроль подпадает любая такая внешняя сделка. Компании обязаны отчитываться о ценах таких сделок, так как, завышая или занижая цены, можно выводить прибыль из России. Минфин предлагал поднять порог еще в 2015 г.

Давно было пора, говорит член бюро РСПП, после девальвации рубль стал вдвое дешевле и порог слишком низкий. Но такой контроль – это не только риски доначислений, но и «колоссальная бумажная работа», говорит он. За 2016 г. компании представили больше 15 000 уведомлений о 115 сделках на сумму свыше 333 трлн руб., сообщала ФНС, из них 60% – внутрироссийские сделки. С 2014 г. число уведомлений выросло на 3500, а с 2013 г. – больше чем в 1,8 раза.

Нужно вообще отменить контроль за российскими сделками, призывает Орлов, доход по ним и так остается внутри страны. Все не так просто, спорит чиновник, регионы могут снижать ставки по налогу на прибыль, выгоднее выводить прибыль в регион с меньшей ставкой. Порог лучше не менять, считает член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов, контролируемые сделки проверяет центральный аппарат по определенным в Налоговом кодексе методам, а остальные – территориальные органы и при повышении порога именно они станут проверять огромное число сделок. Верховный суд уже предупреждал, что цены остальных сделок местные инспекции могут проверять лишь в отдельных случаях, спорит чиновник.

Ограничат налоговиков и при проведении повторных выездных проверок. При уточнении декларации налоговики смогут проверять только новую информацию, говорится в законопроекте. Сейчас же, даже если сумма налога уменьшена на рубль, налоговики могут заново начать проверку, рассказывает Костальгин. Из-за чего компании часто не рискуют подавать уточненные декларации, отмечает партнер EY Алексей Нестеренко. ВАС уже в 2010 г. запретил налоговикам проверять больше, чем заявлено в таких декларациях, вспоминает партнер адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский. Лучше ввести такое ограничение при камеральных проверках, призывает Хвалибов. Если число выездных проверок ежегодно сокращается – с 67 000 в 2011 г. до 26 000 в 2016 г., то камеральных, напротив, растет – с 36 млн в 2011 г. до 39 млн в 2016 г. (см. врез), следует из данных ФНС.