Российские банки отключат от SWIFT: что это значит

Российские банки отключат от SWIFT: что это значит
Источник: Ведомости
Время чтения: 31 минута

Еще неделю назад сценарий отключения России от SWIFT (международная банковская система передачи информации и переводов) казался рынку нереалистичным. Но в ночь на 27 февраля США и Евросоюз официально объявили о готовности отключения от SWIFT, правда, не всей страны, а тех финансовых учреждений, которые уже попали под санкции. Пока не ясно, о ком именно идет речь. Существует несколько видов санкций – от наименее жестких, секторальных, до полностью блокирующих. При необходимости эта мера затронет и «другие российские банки», сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

На минувшей неделе под самые жесткие, полностью блокирующие санкции США попали пять российских банков: ВТБ, «ФК Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и Новикомбанк: их активы в США будут заморожены, а американским контрагентам будет запрещено с ними работать. Сбербанк избежал полностью изоляционного сценария, но в течение 30 дней в США должны быть закрыты все его корсчета. Это лишит банк возможности совершать транзакции в долларах.

Сейчас SWIFT обслуживает более 11 000 учреждений из более чем 200 стран и территорий мира. Пока единственными в мире примерами отключения от SWIFT являются Иран и Северная Корея. Но, по словам руководителя практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Сергея Гландина, тот же Иран никогда не был так сильно завязан в международные финансовую, экономическую и банковскую системы, как Россия.

Для чего нужна SWIFT

Система SWIFT позволяет финансовым учреждениям во всем мире отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной форме. При этом сама SWIFT не осуществляет никаких переводов и не хранит средства, а только передает сообщения от банка к банку о переводе. По сути, это набор договоренностей и правил взаимодействия между иностранными банками, по которым они осуществляют переводы денежных средств на счета своих клиентов, задействуя специальные корреспондентские счета в зарубежных банках.

Взаимодействие между участниками осуществляется на основе финансовых сообщений, а между системой и участниками – на основе системных. Структура сообщений состоит из заголовка, текста и так называемого трейлера (специального кода).

Пример работы системы SWIFT внутри страны такой: клиент собирается снять денежные средства через банкомат другого банка. В этом случае терминал отправляет запрос в банк – эмитент карты о легитимности проводимой операции. Банк-эмитент мгновенно подтверждает банку, через терминал которого происходит съем средств, что на счете есть деньги, операция легитимна, и просит выдать ему средства, которые потом вернет на счет банка, которому принадлежит банкомат.

В случае с трансграничными переводами банк отправителя, например в России, мгновенно сообщает банку получателя в любой точке мира, что был произведен перевод в определенной валюте от конкретного отправителя в пользу конкретного получателя. В свою очередь, банк получателя также мгновенно сообщает банку отправителя, что он получил на счет отправленную сумму.

Переводы за рубеж

В случае отключения от SWIFT банк лишается возможности передавать информацию о платежах в иностранные банки, которые подключены к системе SWIFT, и детали очень сильно зависят от конкретного характера санкций, которые будут применяться, говорят эксперты.

Но дело в том, что, к примеру, банки под жесткими санкциями – ВТБ, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, «ФК Открытие» – и ряд других банков, находящихся под ними еще с 2014 г., и без отключения от SWIFT не смогут осуществлять переводы в валюте за рубеж.

Платежи из России за пределы страны станут сложнее, дольше и дороже, говорит председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов. Для банков это означает повышение расходов и существенное снижение доходности, сказала руководитель юридической практики CM Grace Consulting Екатерина Орлова.

В отсутствие возможности пользоваться SWIFT банкам придется искать обходные пути, добавила она. Например, существует альтернатива – использовать бридж-банки (третью сторону). По словам Орловой, это сложнее и требует больше времени на совершение платежа. Но, считает Достов, санкции могут быть устроены так, что закроют платежи из одного конкретного банка в любой другой банк по миру. В этом случае запрет станет тотальным, и санкционный банк сможет общаться только с банками тех стран, которые не поддерживают эти санкции, и только в том случае, если санкции не будут распространяться на банки третьих сторон, работающих с Россией. Но даже при тотальном отключении всех российских банков от SWIFT это «не паралич банковской системы, но серьезные трудности для нее», сказала Орлова.

Банки могут перейти на альтернативные системы обмена сообщениями, например, на основании двусторонних договоренностей между банками они могут использовать любое средство связи – от телеграммы до электронной почты, сказал партнер Адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев. Также взамен Visa и Mastercard для международных платежей можно использовать китайскую систему UnionPay, которую Китай активно продвигает последние годы, добавила Орлова. Кроме того, она уверена, что нас ждет рост расчетов цифровой валютой, для которой не нужна система SWIFT. В качестве альтернативы можно использовать и прямые корреспондентские счета, сказал старший юрист корпоративной практики КИАП Роман Суслов. Но это менее оперативно и информативно, а также и намного дороже, чем SWIFT.

Внутри страны

Внутри России даже в случае отключения каких-то банков от SWIFT все финансовые сообщения будут проходить между банками бесперебойно. Еще в 2014 г. Банк России создал аналог SWIFT – Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Правда, пока СПФС обрабатывает 20% всех финансовых сообщений, а к ней подключен 331 участник. Несмотря на то что большинство подключенных банков российские (но, например, «Тинькофф банк» и «Юникредит банк» пока не подключились к СПФС), к системе уже подключились все белорусские банки, четыре банка из Киргизии, по два банка из Казахстана и Армении, а также по одному банку из Таджикистана и с Кубы.

Кроме того, в Китае есть собственная национальная система банковских переводов – CIPS, запущенная в 2015 г. К ней уже подключено более 20 российских банков.

Отключение от системы SWIFT не угрожает банкам внутри России и окружении стран Евразийского союза – в этих территориях работает отечественная СПФС, которая в обслуживании даже немного дешевле, чем SWIFT, отметила председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. Поэтому при отключении российских банков от SWIFT они либо вернутся к прежним способам расчета, либо попросят банки-контрагенты подключиться к СПФС, уверена она. С ней согласна и Орлова, отметив, что в системе уже есть банки-участники из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, с Кубы и даже из Германии и Швейцарии. Но Суслов не уверен, что СПФС существенно поможет в проведении трансграничных платежей.

Кроме того, с 2014 г. в России действует собственная платежная система «Мир», которая заменит Visa и Mastercard (системы отключат от себя банки, попавшие под блокирующие санкции) при необходимости: внутри страны все транзакции по картам обрабатывает Национальная система платежных карт. На первом этапе могут быть сложности, связанные с заменой карт, но далее переводы не пострадают, считает Орлова.

Как затронет клиентов

Обаева уверена, что отключение от SWIFT затронет клиентов банков: биржи, инвестиционные компании, физические лица будут испытывать сложности в расчетах с иностранными физическими и юридическими лицами. Сильно пострадают и иностранные контрагенты – им станет сложнее получать средства и вносить записи об операциях в систему, пояснила она. Но Орлова отмечает, что сложности будут только в межбанковских переводах средств – оплата через интернет, через платежные терминалы и на кассах магазинов через эквайринг останется доступной, хотя первое время сбои возможны из-за возросшей нагрузки.

Оплата российскими потребителями товаров осуществляется без использования SWIFT, пояснил Суслов. Для этих целей применяются электронные платежные системы, в частности Visa, Mastercard, «Мир», поэтому приобретение товаров в магазинах международных брендов в России не будет затронуто. Сложности могут возникать при оплате российскими потребителями товаров в иностранных магазинах с использованием карт санкционных банков. Но эти сложности вызваны именно санкциями против банков, а не отключением от SWIFT, сказал Суслов. Кроме того, оплатить покупки в магазине в валюте тоже не выйдет, поскольку терминал оплаты «не увидит» платеж, отметил Гландин.

Вместе с тем опрошенные «Ведомостями» эксперты уверены, что россияне, находящиеся за границей, столкнутся с большими сложностями при попытках оплатить что-то своей банковской картой: их платежи просто не будут проходить. То же самое относится к снятию и зачислению наличных в терминалах. «Все услуги, связанные с трансграничными платежами, в санкционных банках будут недоступны, в банках, не попавших под санкции, они могут быть затруднены из-за тщательных проверок комплаенса, которому будет непросто в новых реалиях», – сказала Орлова.

Для бизнеса

Отключение от SWIFT российских банков скажется на всех бизнес-процессах, в частности, санкции сильно ударят по бизнесу в валюте – нарушатся многолетние контракты и пострадают схемы поставок, сказал Гландин. Импортеры столкнутся с затруднениями в оплате поставщикам и предоставлении подтверждений исполнения своих обязательств, а экспортеры столкнутся с затруднениями в оперативном получении валютной выручки, рассказал Суслов.

В первое время международные расчеты будут тормозить, уверена Орлова. А издержки на проведение платежей для российских компаний могут вырасти в несколько раз, что фактически исключит возможность малого бизнеса импортировать товары. Задержки в расчетах повлекут за собой нарушение цепочек поставок, рост цен на импорт и даже, вероятно, временный дефицит отдельных товарных групп. Но, по ее словам, слаженное проведение международных расчетов будет зависеть от позиции Китая и Индии, у которых есть свои рабочие аналоги SWIFT.

Компании могут перевести свои активы в другие банки, которые не попали под санкции, предположил Достов. Но если говорить о полном запрете для российских банков на работу с зарубежными компаниями и банками, тогда для большинства компаний возможность совершать платежи будет закрыта, добавил он. В то же время Гландин рассчитывает, что перед вступлением санкций в силу банкам дадут хотя бы 30 дней, чтобы уладить все вопросы. Наличие СПФС ситуацию значительно улучшает: у российских банков останется возможность сохранить свои переводы и бизнес в рублевой зоне, заключил он.

Как санкции влияют на сами банки

Российская банковская система стабильна, имеет достаточный запас капитала и ликвидности для бесперебойной работы в любой ситуации, сообщил Центробанк. Все средства клиентов на счетах сохранены и доступны в любой момент времени, банковские сервисы предоставляются в обычном режиме, а карты всех банков на территории России продолжают работать.

У попавших под жесткие санкции США банков будет время завершить операции с американскими резидентами. К примеру, до 24 июня им разрешено проводить сделки, связанные с покупкой энергоносителей. Через месяц банки должны завершить все текущие операции с американскими контрагентами, объяснял член правления ВТБ Дмитрий Пьянов. Что касается ВТБ, то его депозитарная программа на Лондонской фондовой бирже будет закрыта.

ВТБ, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, «ФК Открытие» не смогут осуществлять, к примеру, долларовые переводы в другую страну. По их картам Visa или Mastercard нельзя будет расплатиться за границей (в России можно). Также теперь у владельцев карт не работают Apple Pay, Google Pay, Samsung Рay. Платежи по картам, выпущенным другими банками (Сбербанк, Альфа-банк, «Тинькофф банк» и др.), тоже могут не проходить, если POS-терминал (устройство для приема оплаты) или онлайн-магазин обслуживается одним из перечисленных выше банков.

Что касается Сбербанка, то закрытие американских корсчетов для него означает невозможность проведения операций в валюте, говорит партнер «КСК групп» Станислав Ляпцев. «Например, если вы захотите перечислить деньги на учебу своих детей в США, сделать это через Сбербанк не получится», – объясняет он. Долларовые долги в банках под санкциями, очевидно, смогут выплачиваться только в рублях – с последующей конвертацией в доллары у получателя, полагает эксперт, или переводиться на другие банки, которые могут вести операции в валюте.

После событий 2014 г. концентрация операционной деятельности российских банков внутри страны росла, говорит управляющий директор отдела валидации «Эксперт РА» Юрий Беликов: бизнес вокруг операций, номинированных в иностранной валюте, стал специфичен. Рублевые корпоративные кредиты – это 75,7% (40 трлн руб.) общей задолженности компаний перед банками на 1 февраля. Но оставшаяся часть – это не какие-то рыночные нерезиденты, а преимущественно валютное фондирование все тех же российских корпораций, говорит эксперт. Как такового кредитования компаний-нерезидентов с концентрацией операционной деятельности за рубежом в масштабах российского банковского сектора практически нет, объясняет Беликов: валютное кредитование направлено на российские компании или ассоциированные с ними SPV (даже если они зарегистрированы в других юрисдикциях) и, как правило, фондировано устойчивыми валютными пассивами локального происхождения. Это минимизирует влияние курсовых разниц на степень кредитного риска по активным операциям банков, объясняет эксперт.

Другая категория валютных операций банков связана с размещением временно свободной ликвидности в сделки с производными финансовыми инструментами, продолжает Беликов. Эти сделки могут быть релоцированы на российские площадки без существенных потерь.

Более заметные материальные сложности могут быть только в связи с невозможностью осуществления трансграничных валютных переводов средств клиентов на счета в отдельных юрисдикциях, говорит аналитик. Это может приводить к недополучению комиссионного дохода, но соответствующий негативный эффект будет незначителен – основные источники комиссионного дохода все равно локальны и не связаны с трансграничными валютными переводами.

В долгосрочной перспективе пройдет отток клиентов из банков под санкциями в частные банки – особенно это касается компаний, которые связаны с импортом, экспортом, оказанием или покупкой услуг из-за рубежа, говорит Ляпцев. Прибыль банков уменьшится – они потеряют валютный бизнес, а также получат большой отток физлиц – пользователей дебетовыми и кредитными картами, которые нельзя будет использовать за рубежом, а также в Apple Pay и Google Pay, считает эксперт.