Цифровые активы вышли блоком

Цифровые активы вышли блоком
Источник: kommersant.ru
Время чтения: 10 минут

США пополнили SDN-List новыми российскими IT-компаниями.

США ввели блокирующие санкции против ряда российских IT-компаний, в том числе организаторов размещений ЦФА — «Атомайза», «Лайтхауса», «Мастерчейна». В основном операторы не видят рисков для своей работы, поскольку действуют внутри страны. Но эксперты допускают возникновение сложностей при взаимодействии с зарубежными партнерами, юридические и технологические риски, невозможность использования международных блокчейнов.

США 25 марта включили в SDN-List трех российских операторов информационных систем (ОИС), которые размещают цифровые финансовые активы (ЦФА),— «Атомайз», «Лайтхаус» и «Мастерчейн». В целом в РФ работают десять ОИС, часть из которых в той или иной степени связаны с банками, которые уже находятся под санкциями США.

В самих компаниях подчеркивают, что их ЦФА — чисто отечественные инструменты. В «Атомайзе» заверили, что «веденные ограничения никак не влияют на работу платформы». Заместитель гендиректора «Мастерчейна» Максим Тищенко допустил, что на фоне введения санкций у ряда клиентов «могут быть вопросы», но компания уже работала с санкционными клиентами, поэтому «особых рисков не видит». Зарубежных сделок, по его словам, работа «Мастерчейна» не предполагала. В «Лайтхаусе» от комментариев отказались.

Вместе с тем опрошенные “Ъ” эксперты более осторожны. По словам СЕО и основателя платформы токенизации Fractio Павла Федорова, для ОИС «могут реализоваться юридические риски, которые ограничат любое взаимодействие руководящего состава и собственников таких организаций с любыми организациями или странами и права приобретения там активов или открытия депозитов в банках». Кроме того, по словам эксперта, возможны запреты поставок и использования технологий или аппаратной инфраструктуры. Член экспертного совета рабочей группы по криптовалютам Госдумы РФ Михаил Успенский, впрочем, утверждает, что большинство операторов ЦФА работают на собственных блокчейнах и «локальном оборудовании».

В то же время господин Успенский среди рисков называет «цензурирование транзакций».

Эксперт пояснил, что для привлечения ликвидности российские платформы «будут вынуждены внедрять так называемые мосты в международные блокчейны». США могут заставить «майнеров и валидаторов блокировать транзакции, ассоциированные с "мостами" перехода из российских блокчейнов в международные».

В начале марта президент РФ как раз подписал закон об использовании ЦФА в международных расчетах. «Логика санкций против компаний, работающих с цифровыми активами, вполне понятна — США продолжают ограничивать способы, посредством которых РФ и российские лица могут совершать расчеты»,— полагает юрист КА Delcredere Артем Касумян.

По мнению сооснователя ENCRY Foundation Романа Некрасова, «вторичные санкции, риски попадания на радар FATF и другие неприятности, с которыми могут быть сопряжены сделки с российскими цифровыми финансовыми активами, проредят и без того малочисленную группу энтузиастов». Тем более что под блокирующие санкции США попал и ряд крипто- и блокчейн-проектов, например криптобиржа AWEX. По мнению главы InDeFi Smart Bank Сергея Менделеева, криптокомпаниям «придется реально сложно, так как их крипта теперь будет помечена красным во всех системах аналитики».

Среди новых фигурантов SDN-List оказался и ряд других российских IT-компаний, в том числе работающих в области защиты данных, например, ООО «Ключевые информационные системы» (КИС) — центр компетенции и дистрибутор «Русбитех-Астра», производителя операционной системы Astra Linux. В обеих компаниях от комментариев отказались. На сайте КИС в числе партнеров названо работающее в области информбезопасности (ИБ) НПО «Эшелон», структуры которого также оказались в санкционном списке. В компании не ответили на запрос “Ъ”.

Руководитель практики санкционного права и комплаенса АБ КИАП Денис Примаков поясняет, что в случае с ИБ-компаниями действует особое основание для санкций, связанное с режимом кибербезопасности (Cyber-related Designations): «Этот режим описан в законе CAATSA, туда включают лиц, которые работают против кибербезопасности США».

Среди них оказалось и крымское ООО «Лаборатория кибербезопасности», попавшее в SDN-List, которое предоставляет лицензированные ФСТЭК, ФСБ и МО межсетевые экраны, средства построения виртуальных частных сетей VPN, защиту периметра информационных сетей средствами обнаружения вторжений. Заказчиками решений компании выступают оператор связи «Миранда-медиа» (19,9% у «Ростелекома»), РНКБ, республиканские минфин, мининформ и минобразования. В самой компании не ждут последствий от новых ограничений: «Санкции нас коснутся, с зарубежными компаниями мы не работали».

После выхода материала в АО «НПО «Эшелон» «Ъ» сообщили, что «раньше под санкции попадали компании, которые имели лицензии регуляторов рынка кибербезопасности (Минобороны, ФСБ, ФСТЭК), но сейчас попадают любые наукоемкие компании России». Однако на работу компаний они никак не влияют, уточнили в АО.

Ксения Куликова, Анна Занина, Алексей Жабин