Выпуск криптовалютных токенов берут под контроль

Выпуск криптовалютных токенов берут под контроль
Время чтения: 12 минут

Эксперты «АГ» критически отнеслись к документу. В частности, они обратили внимание на то, что в отсутствие понимания правовой природы криптовалют, их реального экономического содержания и самостоятельной потребительской ценности попытка введения такой аккредитации может стать «лицензией на продажу воздуха».

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подготовило проект постановления Правительства РФ «Об аккредитации организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов».

Согласно документу, аккредитация организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов, осуществляется Минкомсвязью на добровольной основе на 5 лет при соблюдении ряда условий. Так, организация должна быть зарегистрирована на территории РФ в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц, а ее уставный капитал должен быть не менее 100 млн руб. Кроме того, должны иметься лицензия на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных средств, а также счет в банке, предназначенный для операций с денежными средствами, полученными в результате продажи цифровых токенов. Помимо этого такая организация должна иметь утвержденные правила выпуска цифровых токенов.

В аккредитации может быть отказано в случае несоответствия установленным требованиям или наличия в представленных организацией документах недостоверной информации. Проверки соблюдения аккредитованными организациями требований, установленных Положением об аккредитации, предлагается проводить раз в 3 года в течение всего срока аккредитации, за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с законодательством РФ.

Документ также содержит и определение цифрового токена, под которым понимается созданная с использованием криптографических средств запись в распределенной информационной системе, удостоверяющая наличие у владельца токена прав на получение от лица, осуществившего его размещение, номинальной стоимости токена.

Комментируя проект, руководитель практики блокчейн-технологий и налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский высказал недоумение по поводу содержащегося в нем определения цифрового токена. «В реальной жизни в них заложены различные функциональные возможности, следовательно, при их выпуске возникают различные правовые последствия. В предложенном проекте токен удостоверяет лишь право на получение его начальной (номинальной) стоимости. Такой подход оставляет за бортом регулирования многие иные виды токенов», – отметил  эксперт.

По словам старшего юриста компании BMS Law Firm Тараса Хижняка, с учетом содержания вышедшего недавно законопроекта о криптовалюте и токенах можно сделать вывод, что законодатель фактически разделил деятельность эмитента токенов по их выпуску и деятельность организаций, предоставляющих возможность выпуска цифровых токенов. Эксперт отметил, что юридически не запрещено, чтобы эмитент токенов и организация, выпускающая цифровые токены, совпадали в одном лице. Однако маловероятно, что эмитент будет получать аккредитацию для целей размещения токенов, если это размещение не предполагается на постоянной основе, тем более что зачастую эмитентами токенов являются стартапы, не имеющие достаточной капитализации, чтобы соответствовать условиям получения аккредитации. «Таким образом, практическое применение предусмотренного проектом регулирования будет выражаться в том, что деятельность по фактическому (цифровому) выпуску токенов будут осуществлять специализированные организации на постоянной основе. И, вероятнее всего, этот рынок будет весьма узким», – полагает Тарас Хижняк.

Эксперт добавил, что в свете планируемого введения регулирования рынка криптовалют и токенов, которые отнесены законопроектом к цифровым финансовым активам, проект постановления направлен на создание контроля на товарном рынке криптовалют при одновременном создании некоторой иллюзии обеспечения защищенности владельцев токенов при реализации своих интересов. Однако, по его словам, реализация данного проекта на практике представляется весьма сомнительной ввиду отсутствия необходимого обеспечения его реализации с технической стороны, а также фактического отсутствия контрольной функции.

Адвокат, партнер KDS Legal Лев Глухов отметил, что в отсутствие закрепления в федеральном законодательстве самих правовых понятий криптовалют, майнинга, цифровых токенов как инструментов этого рынка, не совсем понятно, на соответствие чему государство намеревается проверять организации, занимающиеся или планирующие заниматься ICO (первичным размещением токенов).

Эксперт обратил внимание, что, с одной стороны, согласно проекту постановления, аккредитация является добровольной, то есть не обязательной, и напомнил, что аккредитация – это не лицензирование, и ее отсутствие в любом случае не влечет квалификации действий кого-либо как незаконной предпринимательской деятельности ни в смысле УК РФ, ни КоАП РФ. «С другой стороны, проект предусматривает очень серьезные требования к компаниям, которые могут претендовать на получение аккредитации, а также возможность проведения государством проверок на соответствие этим условиям, что странно, так как на высшем уровне обсуждаются вопросы снижения давления на бизнес со стороны власти», – добавил Лев Глухов.

«Можно предположить, что государство подобным проектом закрепляет свое желание внести некоторое разделение на рынке организаторов ICO, начиная формировать некоторый “белый пул” избранных компаний. Однако в настоящее время, когда еще непонятна природа криптовалют и чем они являются, когда они еще лишены реального экономического содержания и самостоятельной потребительской ценности, попытка введения аккредитации рынка участников ICO может стать “лицензией на продажу воздуха”», – заключил эксперт.