Новые изменения в Уголовном кодексе по борьбе с коррупцией

Время чтения: 5 минут

Безусловно, учитывая уровень коррупционных проявлений граждан во всех сферах деятельности в Российской Федерации, лишних норм по борьбе с коррупцией в нашей стране еще скоро не будет, однако качество данных норм не всегда в полной мере отражает эффективность их реализации на практике.

Например, возврат к конфискации, как одной из мер уголовного наказания конечно является важным превентивным фактором по профилактике совершения преступлений экономической направленности, однако на практике в современных реалиях все реже встречаются ситуации, когда преступники приобретают и регистрируют имущество или имущественные права непосредственно на себя. В большинстве случаев это делается уже даже не на близких, а на очень дальних родственников, на оффшорные компании со скрытой структурой бенефициарного владения и т.п. В таких случаях, эффективное применение института конфискации является крайне затруднительным для правоприменительных органов.

Что касается существенного увеличения уровня финансовых санкций за совершение экономических преступлений, когда гигантские штрафы будут носить скорее карательный, нежели компенсационный характер за порушенную общественную безопасность от таких преступлений, то считаю, что эта мера вполне перспективная, но скорее на уровне борьбы с низовой и средней коррупцией, поскольку когда сумма экономической выгоды от преступления будут превышать полмиллиарда рублей, то данная санкция будет малоэффективна.

В любом случае, считаю самой действенной мерой по борьбе с коррупцией в России, в первую очередь на уровне государственных служащих, это совершенствование российского законодательства и правоприменения не за контролем уровня доходов чиновников, когда это в прямом и переносном смысле превращается раз в год в декларацию с не совсем адекватными цифрами, а за уровнем расходов, особенно дорогостоящих приобретений самого чиновника и членов его семьи. Для этого все же рано или поздно Госдума РФ должна будет ратифицировать тот самый пункт 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией, который Россия с таким упорством уже несколько лет отказывается ратифицировать, где как раз определена обязанность чиновника доказывать легальность доходов, потраченных на дорогостоящее приобретение и в случае когда возникают подозрения в неосновательном обогащении, то контрольно-надзорные органы государства будут обязаны провести финансовое расследование. Такая мера станет поистине революционной по борьбе с коррупцией в России, но уверен, что без таких суровых мер контроля нашей стране будет сложно преодолевать тотальную коррупцию, поразившую наше государство.