svg-icon-ins svg-icon-adp svg-icon-ac svg-icon-bks svg-icon-bnk svg-icon-cor svg-icon-crm svg-icon-cst svg-icon-emp svg-icon-enr svg-icon-frz svg-icon-ica svg-icon-inv svg-icon-ip svg-icon-lit svg-icon-lnd svg-icon-ntr svg-icon-shp svg-icon-tax

Природные ресурсы

Нефтегазовая и горнодобывающая отрасли на сегодня являются основой российской экономики.

Добывающий бизнес интенсивно развивался в последние два десятилетия. Так, в сфере добычи нефти работают около 250 предприятий. В газовой же отрасли, где  основными игроками являются ОАО «Газпром» и ОАО «Новатек», среднему и мелкому частному бизнесу развиваться достаточно сложно, учитывая специфику получения доступа к магистральным газопроводам.

В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации государство будет предпринимать шаги, направленные на расширение ресурсной базы, освоение новых месторождений и включение их в полноценный производственный цикл. На реализацию Генеральной схемы развития нефтяной отрасли, по данным Министерства энергетики РФ, потребуется более 8 трлн рублей. Предусматривается возможность осуществления до 2020 года целого ряда крупнейших проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, в т.ч. сжиженного природного газа.

В 2010 году правительство РФ утвердило стратегию развития геологоразведочной отрасли на период до 2030 года. Эта стратегия содержит комплекс нормативно-правовых мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки, снятие административных барьеров, научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение геологического изучения недр.

Это свидетельствует, во-первых, о большой потребности нефтегазовой отрасли в инвестициях, в том числе иностранных, а во-вторых, о понимании руководства страны того факта, что должны быть предприняты шаги по повышению инвестиционной привлекательности России, в частности, в указанной сфере.

Разумеется, введение санкций со стороны США и Евросоюза в отношении нефтегазовой отрасли РФ негативно сказывается на инвестиционной активности в этом секторе. В то же время экономический кризис приводит к снижению цен на активы, повышая их привлекательность. Поэтому мы ожидаем определенного повышения интереса иностранных инвесторов к российским нефтегазовым активам. Также, очевидно, будут реализовываться инвестиционные проекты по модернизации имеющихся нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих активов.

Понимая специфику и направление развития нефтегазового и горнодобывающего секторов экономики, специалисты Бюро готовы оказать квалифицированную юридическую помощь как добывающим предприятиям и предприятиям, занятым в сфере переработки сырья, так и сервисным компаниям.

Корпоративный консалтинг, сопровождение сделок и инвестиционных проектов:

  • Сопровождение сделок по продаже/приобретению активов, а также привлечению финансовых инвесторов (M&A);
  • Сопровождение инвестиционных проектов по  строительству новых и переоснащению существующих объектов нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, в том числе разработка договорных структур, подготовка инвестиционных договоров, договоров о совместной деятельности, договоров подряда, иных соглашений;
  • Сопровождение выхода ресурсодобывающих компаний на российский и зарубежные публичные рынки капитала, в том числе посредством выпуска облигаций;
  • Проведение юридической и налоговой проверки деятельности нефтегазовых и горнодобывающих компаний (групп компаний) по заказу потенциальных покупателей/инвесторов или текущих владельцев бизнеса, в том числе для целей выхода на публичный рынок капитала (due diligence);
  • Разработка оптимальных целевых структур владения, управления и операционных структур групп нефтегазовых и горнодобывающих компаний с целью уменьшения рисков и повышения степени защиты активов;
  • Подготовка корпоративных договоров между владельцами бизнеса, а также корпоративных договоров с инвесторами;
  • Подготовка документов, регулирующих корпоративное управление в компании / группе компаний.

Отраслевой консалтинг:

  • Консультирование в области отраслевого регулирования и лицензирования деятельности ресурсодобывающих предприятий;
  • Консультирование в области договорного права, разработка внутренних процедур одобрения договоров и подготовка стандартных коммерческих договоров (поставки, подряда, оказания услуг, аренды, займа и т.д.);
  • Оценка внутренней системы контроля над выполнением условий лицензий на право пользования недрами и законодательных требований к деятельности по добыче полезных ископаемых, действующей в компании (группе компаний), с целью выявления и устранения рисков отзыва лицензий;
  • Подготовка и юридическая оценка проектов лицензионных соглашений на право пользования недрами, юридическая оценка действующих лицензионных соглашений и подготовка проектов изменений к ним, сопровождение переоформления лицензий;
  • Подготовка проектов договоров на проведение геолого-разведочных работ, на создание проектов разработки и обустройства месторождений, на подготовку отчета о подсчете запасов, по поставке и монтажу оборудования (EPC-контрактов);
  • Консультирование по вопросам оформления права собственности на скважины и иное недвижимое имущество, входящее в состав объектов обустройства месторождений;

Налоговое консультирование и сопровождение налоговых споров:
  • Судебное и досудебное оспаривание решений, иных ненормативных актов  и дейст­вий/бездействий налоговых органов, в том числе по специфичным для отрасли вопросам (НДПИ, акцизы);
  • Анализ потенциальных налоговых рисков, полноты использования всех налоговых льгот (применение ускоренной амортизации по основным средствам, работающим в условиях опасной среды) и возможности минимизации налоговых потерь;
  • Анализ наличия трансфертного ценообразования, выдача рекомендаций  и оспаривание претензий налоговых органов

 Антимонопольный консалтинг:

  • Представление интересов в разбирательствах о «типовых» для нефтяных и газовых компаний нарушениях статей 10, 11 Закона о защите конкуренции, в частности по обвинениям в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, создания дискриминационных условий, заключения ограничивающих конкуренцию соглашений, совершению согласованных действий и т.п.
  • Представление интересов в делах об административных правонарушениях по «типовым» для нефтяных и газовых компаний составам, предусмотренных статьями 14.31, 14.32 КоАП РФ;
  • Представление интересов в судах при оспаривании решений и постановлений антимонопольных органов о «типовых» для нефтяных и газовых компаний нарушениях и составах административных правонарушений.

Сопровождение судебных споров и представление интересов в государственных органах:

  • Отраслевые коммерческие споры в российских судах и коммерческих (в т.ч. отраслевых) арбитражах;
  • Представление интересов компаний, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в надзорных органах (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роснедра), а также в арбитражных судах в спорах с природоохранными органами, оспаривание решений и предписаний контролирующих органов;
  • Помощь на этапе подготовки к проведению проверки природоохранными органами и в ходе ее проведения;
  • Защита топ-менеджеров и владельцев ресурсодобывающих компаний в ходе уголовного преследования в связи с нарушениями отраслевого законодательства, допущенного компаниями (сверхнормативная добыча, нарушение правил охраны недр);
  • Защита интересов добывающих компаний в спорах, связанных с нарушениями в сфере экологии, с государственными органами и гражданами (группами граждан), права которых нарушены.