Тактический уход

13.12.2010

Эксперт: Андрей Корельский

Компания Wal-Mart Stores, крупнейший в мире ритейлер, уходит из России. Американцы за предыдущие десять лет так и не нашли приемлемого пути для входа на российский рынок и закрывают свой московский офис.

Wal-Mart закрывает московский офис. За 10 лет ритейлер так и не нашел пути на российский рынок Фото: thehighlow.com«Так как мы решили входить на рынок через приобретение, а не через органическое развитие, а в среднесрочной перспективе очевидного варианта для поглощения нет, экономического смысла поддерживать функционирование московского офиса мы не видим», — цитируются в сообщении Wal-Mart слова главы Walmart International Дуга Макмиллона. Правда, он оговорился: «Мы продолжим изучать возможности входа на российский рынок». Компания планирует закрыть офис к 28 февраля.

Представительство, в котором сейчас работают около 30 человек, было открыто в апреле 2008 года, когда Wal-Mart начала вести переговоры о создании совместного предприятия с российским холдингом X5, а также приняла участие в тендере на покупку 89% акций петербургской сети гипермаркетов «Лента», который не завершился из-за кризиса. «Wal-Mart в России как Дед Мороз — каждый год приходит», — иронизировал в недавнем интервью газете «Ведомости» основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий.

По мнению Антона Сафонова, аналитика «Инвесткафе», офис закрыли из-за того, что Wal-Mart не смог найти объект для покупки, а те игроки, с которыми велись переговоры, не согласились на предложение Wal-Mart. «Wal-Mart хотела купить целиком розничную сеть, и были сообщения о том, что американская компания ведет переговоры о покупке "Копейки" и "Ленты", однако они не увенчались успехом», — напоминает аналитик.

После покупки «Копейки» компанией X5 Retail Group на российском рынке осталось не так много крупных игроков, которые могут рассматриваться в качестве потенциальных объектов для поглощения. В конце ноября Дуг Макмиллон заявил в интервью Bloomberg TV, что сейчас самым привлекательным направлением на развивающихся рынках для Wal-Mart является Китай, на втором месте — Бразилия, а пути экспансии в России компания будет искать «терпеливо».

Максим Клягин, аналитик УК «Финам менеджмент», отмечает, что органическое развитие на российском рынке на текущем этапе его развития не представляется целесообразным для крупнейших транснациональных ритейлеров. «Стратегически наиболее эффективный вариант экспансии подразумевает быстрый старт за счет поглощения компаний-лидеров местного рынка, — говорит аналитик. — Судя по всему, пока Wal-Mart не удалось достигнуть в этой сфере приемлемых результатов, которые удовлетворяли бы интересам корпорации. Одной из причин, на наш взгляд, стал дефицит соответствующих предложений на рынке. Вместе с тем мы полагаем, что вопрос о выходе корпорации на российский рынок просто в очередной раз откладывается, и в перспективе WM вернется к более активному поиску возможностей для экспансии».

«Причин для такого решения Wal-Mart может быть огромное количество, но основные две: первая — сомнительность прибыли на стартапе без покупки уже относительно развитого российского игрока — крупнейший мировой игрок в сфере ритейла не готов рисковать своим брендом и создавать в России то, что не будет соответствовать масштабам Wal-Mart в других странах и приносить прибыли в еще очень не скором времени, — считает Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". — Вторая причина — административные барьеры: создавать с нуля в России такой бизнес в масштабах Wal-Mart — это обрекать весь холдинг на головную боль, которую испытывают все игроки российского рынка от невозможности получения лицензий на торговлю теми или иными товарами до прямых вымогательств со стороны местных органов власти, энергетиков и иных служб и ведомств, окружающих ритейл в России. Примеры IKEA, "Мега" и других крупных сетей в борьбе с местными органами власти и коммунальщиками очень показательны».

По мнению аналитика, с тем уровнем «административно-коррупционной доброты», с которой в России ждут многих инвесторов, развития иностранных инвестиций в этом секторе ждать не приходится. «Мнение региональных чиновников, что "мы свою колбасу и сами продадим", не является чем-то экстраординарным в российских реалиях», — напоминает он. Поэтому, говорит Корельский, всем надо ждать прихода Wal-Mart в Россию путем приобретения одного из крупных игроков только при условии снижения административных барьеров и окончательного завершения кризисных явлений в российской экономике. «Иногда нужно сделать шаг назад, чтобы сделать два вперед: Россия обречена на приход Wal-Mart, и этого не избежать. Наглядный пример прихода в Россию "Старбакс" показывает эту неотвратимость, — считает аналитик. —Вопрос во времени и качественном уровне площадки, на которую приземлится Wal-Mart на российской земле».

Как отмечает Антон Сафонов, для российского ритейла временный уход Wall-Mart позитивен в том плане, что не будет крупного конкурента, но в целом никаких изменений на рынке это не вызовет. «Выделяют несколько форматов сетевой торговли: супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, «кэш энд кэрри», "магазин у дома", а также и гастрономы класса премиум и суперпремиум. Наибольший объем торговли приходится на супермаркеты, дискаунтеры и гипермаркеты — магазины с большим выбором товаров по средним и низким ценам. На остальные форматы приходится около 10% сетевой торговли», — напоминает эксперт департамента оценки «2К Аудит — деловые консультации» / Morison International Петр Клюев.

На данный момент основной клиент «кэш энд кэрри» в России — это розничные продавцы, которые закупают товар мелким оптом с целью дальнейшей перепродажи в тех же «магазинах у дома». Крупнейшим игроком в формате «кэш энд кэрри» на российском рынке является «Метро». При этом по объему годового оборота «Метро» является одним из лидеров московского рынка ритейла — крупнейшего в России. «Таким образом, невысокая доля формата "кэш энд кэрри" в России, судя по всему, обусловлена не отсутствием спроса, а слабо развитым региональным сектором, — считает аналитик. — Очевидно, Х5 намерен протестировать региональный потенциал формата "кэш энд кэрри". В крупных региональных центрах проект Х5 может быть вполне успешен. В столице уже есть крупный игрок в формате "кэш энд кэрри", и потеснить его позиции Х5 будет сложно. Поэтому успех "Пятерочки" или "Макси" в Москве весьма сомнителен. Впрочем, пока Х5 не заявлял о планах открытия подобных магазинов в столице».

Источник: Эксперт online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку