Системный сбой

27.04.2011

Эксперт: Андрей Корельский

Бензиновый кризис мог стать следствием совпадения двух факторов – ливийского ценового шока на мировых рынках нефти и увеличения акцизной нагрузки на производителей ГСМ на внутреннем рынке. И хотя причин для паники нет, система ценообразования на рынке топливной розницы требует скорейшего усовершенствования. Рост цен на бензин привел к панике на розничном рынке нефтепродуктов.

Дефицит бензина в некоторых регионах страны связана не с налоговыми факторами, а исключительно с администрированием и регулированием, считает вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, сейчас «работают обычные налоговые факторы», которые не могли повлиять на ситуацию с дефицитом бензина, особенно сейчас, когда цена на нефть такая высокая и спрос на мировом рынке полностью не восстановился и даже несколько начал притормаживать именно из-за высокой цены на нефть. «Никакого дефицита из-за этого произойти не могло», - считает вице-премьер.

Он отметил, что основные факторы изменения цен на бензин подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения. «Собственно, под них и должны подстраиваться производители, умело и своевременно администрируя, реагируя на спрос», - сказал он.

Иной точки зрения придерживается президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов. По его словам, повышение цен на топливо связано с тем, что «совпали воедино снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям». «Мы сегодня имеем ряд сдерживающих факторов, мы ведем диалог с правительством, в том числе о мерах компенсации. Одной из мер было бы и снижение акцизов, которые ввели с первого января - это не дало бы возможность повышать», - сообщил он в интервью телеканалу RT. «Сегодняшняя цена на рынке РФ не отражает тех затрат, которые несут компании: на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю. Все тарифы естественных монополий, все они сегодня индексированы, поэтому мы считаем, что цена может расти, но незначительно», - отметил глава «ЛУКойла». «Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены. Но вопрос в том, где эта справедливая цена - сегодня наше топливо почти на 30-40% продается дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике», - сказал Алекперов.

Напомним, что нефтяные компании в течение последней недели повысили цены на топливо на автозаправочных станциях. К примеру, в Москве и московском регионе согласно данным Московской топливной ассоциации, средневзвешенные цены на дизельное топливо выросли на 13 коп. за литр, на Аи-92 - на 21 коп., Аи-95 - на 25 коп. «ЛУКойл» еще 21 апреля увеличил цены на все топливо, реализуемое на АЗС в регионе, на 30 копеек за литр, сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) источник в компании. В ТНК-ВР отметили, что компания на этой неделе повысила цены на бензин в Московском регионе также примерно 30 коп. за литр, следуя общей тенденции рынка. Подросли цены на АЗС и «Роснефти». По свидетельствам автовладельцев, стоимость обычного бензина выросла на 30 коп. за литр, на брендированный - на 50 коп.

На острую ситуацию с дефицитом бензина были вынуждены откликнуться и власти. Владимир Путин 26 апреля поручил компетентным ведомствам разобраться в ситуации в кратчайшие сроки с тем, чтобы «сформулировать и реализовать перечень необходимых мер по нормализации ситуации на рынке топлива». УФАС по Алтайскому краю во вторник возбудило уголовное дело в отношении компаний «Роснефть» и «Газпром нефть», подозревая их в картельном сговоре. Не остались в стороне и силовые структуры. «Генпрокуратура поручила прокурорам субъектов Федерации во взаимодействии с органами антимонопольной службы принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли нефтепродуктами», - сообщила официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева.

В чем же причина перебоев с бензином в отдельных регионах страны и если какие-либо экономические основания для возникновения сейчас дефицита бензина и нефтепродуктов в России? «Более определенной картина будет выглядеть после публикации данных об экспорте нефти в апреле. Но, вероятно, нефтяные компании, ориентируясь на высокие цены на нефть и искусственное сдерживание цен на бензин внутри страны, стали направлять на экспорт дополнительные объемы нефти, что и могло привести к дефициту топлива на российском рынке, - полагает директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Александр Шток. - Учитывая высокий уровень монополизации российского рынка в целом и регионального в частности, подобные действия нефтяников вполне могут привести к дефициту топлива на внутреннем рынке. Что, судя по всему, и случилось в Алтайском крае».

«Мы видим совокупность причин возникновения текущего «бензинового кризиса». Основная причина – сокращение объемов предложения бензина и дизельного топлива со стороны НПЗ, причем эта проблема характерна для большинства российских регионов», - отмечает управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский.

По его мнению, в условиях жесткого контроля за ценообразованием на рынке топливной розницы со стороны госрегуляторов ВИНК более заинтересованы в использовании благоприятной внешней конъюнктурой на рынках нефти и нефтепродуктов, где давления на цены не оказывается. «Показательны в данной ситуации данные Росстата, согласно которым прирост объемов экспорта нефти в феврале 2011 года вырос относительно января более чем на 20%. То есть, крупные нефтяные компании таким образом компенсируют выпадающую в сетевой рознице маржу, в то время как АЗС, не относящиеся к ВИНК (а именно – независимые АЗС), зачастую испытывают серьезные проблемы в сфере поставок топлива, - говорит Беседовский. - Другая проблема в том, что существенно возрос уровень спроса на топливо за счет начала посевной кампании и появления на дорогах т.н. «подснежников». Помимо этого, в ряде регионов в настоящий момент происходит модернизация оборудования НПЗ, что оказывает давление на объемы производства нефтепродуктов в РФ и, как следствие, толкает цены вверх. Имеет влияние на цены, правда, в несколько меньшей степени, проблема биржевой торговли нефтепродуктами. Согласно схеме такой работы, направление поставок приобретенной нефти определяет покупатель, и не всегда вопрос решается в пользу розничного сегмента. Особенно учитывая объем поставок, ряд экспертов выражают сомнения в рыночном характере подобного рода сделок».

Схожей точки зрения придерживается и Григорий Бирг, аналитик «Инвесткафе». По его словам, можно предположить, что стабильно высокие цены на нефть и особенности налогового законодательства в последнее время сделали экспорт сырой нефти более выгодным, чем ее переработка с последующим экспортом или продажей на внутреннем рынке нефтепродуктов. «Также особое внимание со стороны ФАС и действия правительства по сдерживанию роста цен на нефтепродукты, сделали реализацию на внутреннем рынке менее выгодной для нефтяных компаний», - отмечает аналитик.

«Основания дефицита на поверхности: во-первых, очевидный приоритет экспорта нефтепродуктов по более чем комфортным мировым ценам по сравнению с внутренним рынком, даже несмотря на повышающиеся экспортные пошлины. Во-вторых, нерыночное, а с помощью «ручного привода» регулирование цен внутри страны явно не по вкусу нефтяным корпорациям, и, в-третьих, посевная, на которую нефтяники должны в принудительном порядке отгружать с огромным дисконтом к цене нефтепродуктов осени прошлого года себе в убыток огромные объемы топлива», - говорит Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры».

По его мнению, есть комплекс причин перебоев с бензином. «С одной стороны, мы стремимся к свободной рыночной экономике, а с другой стороны периодически видим как «тяжелая рука» регуляторов напрямую устанавливает плановые цены на те или иные товары и услуги, и по нефтепродуктам таких примеров больше всего, - говорит Корельский. - Я думаю, и нефтяникам было бы уже проще, да и населению понятней, если бы руководство страны обозначило бы напрямую объемы и цены, по которым страна должна быть обеспечена нефтепродуктами. И мы, как нефтяная супердержава по примеру ряда стран Ближнего Востока и Южной Америки, вполне могли бы себе это позволить. А уже сверхлимиты нефтяники спокойно могли бы направлять на экспорт по мировым ценам. Но никто такую ответственность открыто в современных условиях брать на себя не будет».

Спасут ли ситуацию административные меры, вроде «ручного управления», ограничения цен в приказном порядке и угрозы возбуждения уголовных дел? «На определенное время – да, спасти могут. Власти предпримут максимум усилий (в т.ч. административного характера) для того, чтобы не вызывать социальную напряженность в преддверии выборов в парламент и позднее, весной 2012 года – президентских, - считает Роман Беседовский. - В такой ситуации все средства хороши. В противном случае нынешней власти будет крайне проблематично получить лояльность электората. Но есть и рыночные факторы, которые нельзя не учитывать, и рост цен, скорее всего, продолжится, однако будет носить достаточно плавный характер».

«К «ручному регулированию» рынка правительство РФ прибегает не в первый раз, очевидно, что свидетельствует о неэффективности действующей системы налогообложения и контроля за рынком, - полагает Александр Шток. - Принимая во внимание специфику российского рынка, а именно, что ключевыми поставщиками топлива являются ВИНК, правительству необходимо построить такую налоговую систему, которая будет стимулировать развитие переработки в стране. Иначе при более высокой доходности от экспорта сырой нефти по сравнению с переработкой ВИНК будут делать ставку на экспорт, что сейчас и происходит». По мнению аналитика в сложившейся ситуации без искусственного регулирования рынка, видимо, не обойтись. «В преддверии посевного сезона ситуацию нужно стабилизировать. Сделать это необходимо в кратчайшие сроки, что невозможно без вмешательства государства. Однако в дальнейшем, необходима налоговая стимуляция нефтепереработки, иначе рыночные механизмы на топливном рынке в России перестанут работать», - говорит аналитик.

«Очередная четвертая, пятая, десятая волны ФАС уже девальвировали свое значение, и нефтяные корпорации по большому счету уже не видят в них критической угрозы, - сомневается Андрей Корельский. - В конце концов, если всех запугать и страшить оборотными штрафами и тюрьмой за квазикартели, то просто некому будет скоро добывать и инвестировать в развитие отрасли. Нужен конструктивный диалог и понятные правила игры для всех игроков нефтяного рынка, а не рынок постоянных исключений, двойных стандартов и преференций для отдельных особо приближенных».

При этом аналитик не исключает и конспирологической версии, что российские ВИНК, теряющие льготы и зажатые растущими налогами могли решиться несколько «разогреть» ситуацию и прибегнуть к такого рода пиаровскому шантажу. «Если не нравится как добываем мы, то поезжайте сами в арктическую тундру и аномально континентальную зону погодных условий Восточную Сибирь и добывайте черное золото страны сами – могут рассуждать российские нефтяники, - говорит Корельский. - Легко рассуждать о неправильном ценообразовании, сидя в московском кабинете, при этом не учитывая постоянно растущие тарифы естественных монополий, увеличения стоимости перевозок и транспортировки нефтепродуктов, стремительно скудеющих разведанных запасов, а также гигантской стоимости нефтедобывающего и сервисного оборудования, преимущественно иностранного производства».

Впрочем, такая «теория нефтяного заговора» маловероятна. «ВИНК прекрасно понимают, какова будет реакция государства на резкий прирост цен на топливо – очередные антимонопольные дела, директивы, попытки надавить другими способами, - говорит Роман Беседовский. - Крупные нефтяные компании в сложившейся ситуации точно не внакладе – на автозаправках спрос огромен, НПЗ загружены, внешние цены на нефть благоприятны для экспорта».

«Не думаю, что российские ВИНК ввиду особого внимания к ним ФАС рискнули бы организовать подобного рода заговор ради достижения каких то целей, - соглашается Григорий Бирг. - Ситуация на рынке бензина стабилизируется в течение месяца - двух и по необходимости с вовлечением правительства к устранению проблем. «Роснефть» уже вдвое сократила экспорт бензина с начала года. Так же, «Роснефть» вчера приняла решение выделить дополнительные объемы дизельного топлива и бензина Алтайскому краю и в других регионах страны. Думаю, другие компании последуют примеру и это лишь вопрос времени».

Источник: Эксперт online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку