Подземная инвестиция

Источник: Эксперт online
Время чтения: 12 минут

«Дочка» Сбербанка компания «Сбербанк Инвестиции» приобрела долю в ООО «Центрстрой», владельце 100% акций «Мосметростроя», генподрядчика на строительство московского метрополитена.

«Покупка актива открывает для Сбербанка России путь к стратегическому сотрудничеству с компанией ООО «Центрстрой» в реализации крупных инфраструктурных проектов в России и за рубежом», - говорится в пресс-релизе банка. «Акции компании имеют значительный потенциал роста в среднесрочной перспективе», - считают в Сбербанке и отмечают, что при принятии решения о приобретении актива учитывалась его инвестиционная привлекательность.

«Сбербанк Инвестиции», 100% дочернее предприятие Сбербанка, создан в 2010 году с целью участия в капитале инвестиционно-привлекательных активов и оказания консультационных услуг, прежде всего клиентам банка. «Московский метрострой» является генподрядчиком строительства перегонных, станционных и эскалаторных тоннелей московского метрополитена, железнодорожных и автотранспортных тоннелей, подземных переходов и вестибюлей, наземных зданий и сооружений и других объектов метро. Выручка компании в 2009 году составила 23,1 млрд рублей, чистая прибыль - 35 млн рублей.

«Центрстрой» купил 100% акций «Мосметростроя» на аукционе Росимущества в декабре 2010 года за 7,559 млрд рублей при начальной цене 2,199 млрд рублей. Всего было подано 4 заявки, борьба развернулась между «Центрстроем» и ООО «Финсервис». Шаг аукциона составлял 20 млн рублей, всего стороны сделали 268 шагов. Однако 7 февраля 2011 года по заявлению компании «Мостовик» Арбитражный суд Москвы запретил Росимуществу передавать в собственность «Центрстроя» именные бездокументарные акции «Мосметростроя» в количестве 804 тыс. штук. Заявление об обеспечительных мерах было подано в суд ООО «Научно-производственное объединение «Мостовик» (Омск), которое просит суд признать недействительным аукцион по продаже «Мосметростроя». Суд назначил на 11 февраля предварительные слушания по иску «Мостовика».

Александра Лозовая, заместитель начальника аналитического отдела «Инвесткафе», считает, что Сбербанк пошел на довольно рискованный шаг, купив долю в компании до судебных разбирательств по «Метрострою». «Могу предположить, что Сбербанк "закладывается" на то, что судебное решение по переходу в собственность «Центрстроя» акций «Мосметростроя» будет решен в его пользу», - говорит она. По словам аналитика, Сбербанк готовится стать активным участников инвестиционно-банковского рынка и вероятная покупка «Тройки Диалог» станет этому весомым доказательством.

Как отмечает руководитель департамента оценки АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов, сейчас все госбанки приобрели функции инвестиционных. «В период кризиса заполучено столько активов, что ими надо как-то управлять. Что касается Сбербанка, то он приобретает черты «института развития», схожего с ВЭБом», - говорит он.

«Актив действительно хоть и не профильный, но приобрести через «Центрстрой» контроль над таким перспективным активом как «Мосметрострой» дорого стоит, - считает Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры». - Это касается как стратегического, так и портфельного инвестирования. Для большинства экспертов очевидно, что метростроительный актив на текущий момент значительно недооценен не просто на десятки процентов, а даже в разы. Если даже Сбербанк надолго и не останется в капитале этого бизнеса, что не исключается, то, по крайней мере, может очень неплохо заработать на его перепродаже, что уж точно является его профильной деятельностью».

По мнению аналитика, после приобретения «Тройки Диалог» Сбербанк по своему статусу и роли становится ключевым игроком на российском рынке инвестбанкинга, конкурируя наверно лишь с ВТБ-Капиталом и российскими инвестиционными подразделениями крупнейших мировых игроков. «В связи с этим имидж Сбера как банка, заточенного на прием коммунальных платежей и выдачу пенсий, с каждым днем уходит в прошлое, - говорит Корельский. - В самое ближайшее время мы все чаще будем наблюдать за крайне агрессивной инвестиционной деятельностью российского банковского гиганта, причем не только на территории России, но и на рынках стран СНГ, Восточной и Центральной Европы, а также ряда стран Ближнего Востока, Азии и Африки».

Казалось бы, для стратегического сотрудничества вовсе не обязательно приобретать доли в капитале – достаточно быть финансовым донором. «При заявленных амбициях нового московского правительства руководство Московского метрополитена в разы увеличит объем вводимых в эксплуатацию линии метро и посадочных станций, - напоминает Корельский. - Финансовый контроль через участие в капитале более гарантирован для Сбера, поскольку инвестиции будут исчисляться десятками, а то и сотнями миллиардов рублей. Лучшего "смотрящего" за целевым расходованием средств на развитие московского метрополитена, чем мажоритарный акционер с правом главного голоса при принятии всех ключевых решений, найти трудно».

Юрист считает, что сейчас Сбербанку главное снять судебные риски с акционерного пакета «Мосметростроя», законность приобретения которого на декабрьском аукционе оспаривают сразу две компании, которые бились за этот актив. «Все судебные заседания еще впереди, но первых успехов "несогласные" уже достигли - арбитражный суд хоть и со второго раза, но все же принял обеспечительные меры в виде запрета Росимуществу передавать акции «Мосметростроя» на лицевой счет «Центрстроя» в реестре акционеров, - говорит Корельский. - Таким образом, приобретенный Сбером актив помимо своей чудовищной инвестиционной привлекательности имеет и свои потенциальные риски. Но на то Сбер и стремится стать новым российским суперигроком инвестиционного банкинга - победителя ждет большой куш, а проигравший понесет значительные финансовые потери».

Источник: Эксперт online