Неподходящие условия

15.05.2012

Эксперт: Андрей Корельский

Один из крупнейших германских энергетических концернов RWE рассматривает возможность выхода из проекта строительства газопровода Nabucco, по которому планируется поставлять в Европу «голубое топливо» из прикаспийского региона.

По сведениям еженедельника Der Spiegel, в RWE отмечают, что «стоимость проекта практически удвоилась с 8 млрд до 15 млрд евро, а никаких перспективных контрактов с Азербайджаном и Туркменией как не было, так и нет». «Ввиду изменившихся условий при планировании газопровода мы проверяем, остаются ли в силе наши коммерческие и стратегические требования к проекту», — сообщили в RWE. При этом в концерне отметили, что окончательного решения о выходе из Nabucco пока не принято.

Отметим, что в конце апреля нынешнего года официальный представитель одного из членов консорциума по строительству Nabucco, австрийского концерна OMV, сообщил, что газопровод в итоге может оказаться значительно короче и будет проходить от турецко-болгарской границы до Австрии. Председатель правления OMV Герхард Ройсс, в свою очередь, также не исключил, что газопровод станет короче, чем планировалось изначально. В свою очередь, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также сообщал, что венгерский энергетический концерн MOL может выйти из проекта или серьезно ограничить в нем участие.

Транспортировка природного газа по Nabucco должна была осуществляться из каспийского региона в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Коммерческие поставки «голубого топлива» по газопроводу протяженностью около 4 тыс. км, строительство которого намечено на 2013 год, планировалось начать в 2017 году. В состав консорциума по реализации проекта помимо RWE входят OMV, MOL, румынский Transgaz, болгарский  Energy Holding и турецкий Botas.

Изначально планировалось строительство трубопровода мощностью 31 млрд кубометров в год, напоминает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. «С тех пор сроки начала строительства переносились, участниками озвучивались предложения по сокращению изначально заявленных мощностей и изменению маршрута. На данный момент мы имеем факты решения выхода MOL из проекта, потенциально отказ RWE от участия в нем, а также разрешение Турции (участника Nabucco) на строительство через свои воды конкурирующего российского "Южного потока", — говорит он. — Скорее всего, заявления RWE являются результатом изменений в проекте, как в техническом плане, так и в плане участников, что негативно повлияло на экономику проекта. Учитывая, что строительство газопровода меньшей мощности не решит главной поставленной задачи — сокращения зависимости от российского газа, его успешная реализация маловероятна и решение RWE о выходе поставит крест на этом».

Ведущий эксперт «Инжиниринговой компании "2К"» Сергей Воскресенский отмечает, что проект Nabucco так и не смог решить ключевой задачи — найти сырьевую базу. «В результате сейчас участники проекта задумываются о выходе из Nabucco. В том виде, в котором сейчас может быть реализован проект, у него слишком много конкурентов. В частности, сейчас Европа рассматривает целый ряд проектов газопроводов  в рамках "Южного коридора". Все эти проекты рассчитываются на азербайджанский газ, который является и основной сырьевой базой для Nabucco, — рассуждает он. — Однако Nabucco рассчитывал не только на азербайджанский газ. В первую очередь газопровод должен был обеспечить прямые поставки в Европу туркменского газа. Однако с Ашхабадом участники проекта так и не договорились. На запасной вариант — иранский газ — в связи с обострением отношений ЕС и Ирана Nabucco рассчитывать также не может. В результате сам проект в первоначальном варианте в данный момент не может быть реализован. Возможно, что Nabucco стоит заморозить. Если же участники проекта сумеют найти сырьевую базу, например достигнут договоренности с Туркменией, то найти замену вышедшим из проекта участникам Nabucco, я думаю, труда не составит. Проект вновь станет приоритетным для Европы, что повысит его инвестиционную привлекательность. Впрочем, на данный момент ни о каких прорывах в решении проблемы сырьевой базы для Nabucco не известно».

Начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин напоминает, что у проекта Nabucco на данный момент два конкурента в лице российского South Stream и азербайджанско-турецкого TANAP, к которому есть сильный интерес со стороны США, что усиливает его потенциальную роль в газовом будущем Европы. «Есть предположения о соединении двух потоков — TANAP и Nabucco — на территории Болгарии, но все это лишь обозначенные перспективы, не имеющие пока достоверного утверждения, — говорит он. — В то же время, несмотря на это, о полной остановке проекта пока речи не идет. Естественно, что в первоначальном виде проект существовать уже не будет, так же как и не будет ожидаемых потоков прибыли. Наоборот, растут только лишь затраты. Тем не менее возможности его реализации остаются, пусть и не с такими показателями дохода. Вполне возможно, что в конечном итоге условия его реализации изменятся совершенно и будут иметь мало общего с первоначальными планами».

Ситуация в газовой отрасли меняется сейчас довольно быстро, отмечает аналитик. «Уже есть информация о планах прокладки потенциального израильско-кипрского газопровода. Вполне возможно будет предполагать увязку с этими планами. И говорить придется уже о совершенно другом проекте. Может измениться и состав участников, — полагает он. — Но даже в случае выхода RWE проект не будет остановлен только из-за этого факта. Важным условием будет являться его экономическая перспектива. И в этом случае инвестор, который согласится на меньшую прибыль, все равно найдется».

Nabucco и «Южный поток» — практически взаимоисключающие проекты, уверен аналитик департамента  управления активами «Allianz РОСНО Управление активами» Ариэл Черный. «Усилиями "Газпрома" и российских властей сроки строительства "Южного потока" явно опережают Nabucco, а при реализуемом одном проекте вероятность осуществления другого резко снижается. Участники Nabucco это отлично понимают и один за другим пытаются расстаться с проектом, российской стороне даже и не нужно в полной мере использовать свои лоббистские возможности. Если вдруг "Газпром" не передумает строить "Южный поток", то Nabucco если и будет построен, то только в очень усеченном виде», — утверждает он.

Гораздо более категоричен аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов, по словам которого, идея газопровода Nabucco с самого начала имела мало смысла. «Он практически полностью дублирует российский "Южный поток", — рассуждает он. — На мой взгляд, есть много причин, по которым Nabucco является ущербным проектом: как только дело дошло до начала реального строительства, а смета необходимых затрат автоматически возросла почти в два раза — с 9 млрд до 15 млрд евро. Пока в Европе не начался финансовый кризис, можно было рассуждать об альтернативном газопроводе. Он и раньше был не особо нужен, но ЕС, хотя бы теоретически, мог себе позволить Nabucco. Его собирались строить десять лет назад, но он все равно будет отставать от "Южного потока" на два года, даже если работа начнется немедленно. Российский газопровод заработает в 2015 году. После этого другие проекты по транспортировке газа станут неактуальными. А RWE сейчас не до Nabucco. После закрытия ряда АЭС в Германии концерн понес большие убытки. Сейчас его основная задача заключается в сокращении затрат».

Управляющий активами УК «Финам менеджмент» Роман Беседовский согласен с тем, что для роста пессимистичных настроений участников проекта Nabucco Gas Pippeline International есть все основания. «Газопровод имеет проблемы с ресурсной базой, что с учетом существенно возросшей оценочной стоимости проекта делает нерентабельным участие в нем, — полагает он. — К тому же уже гарантированно будет реализован конкурирующий проект "Южный поток", что снижает перспективы запуска Nabucco. Об этом, в частности, свидетельствует и выход участников из проекта. Безусловно, европейские власти ориентированы на поддержку Nabucco, однако только их содействия недостаточно для реализации проекта, особенно в текущей бюджетной ситуации: требуется еще и экономическая обоснованность. RWE пока не заявила о выходе из проекта, хотя весьма однозначно обозначила свои оценки перспектив развития ситуации. В принципе, если выход все-таки произойдет, то данное обстоятельство существенно усложнит, если не сказать полностью перечеркнет планы по реализации проекта, так как альтернатив RWE на самом деле практически нет».

Идеологи Nabucco уже проиграли «южную газопроводную войну с "Газпромом"», допуская не только мелкие тактические ошибки, но и стратегические промахи, которые могут повлечь в ближайшие годы, а может даже и месяцы завершение разговоров европейцев о будущих перспективах реализации этого проекта, перейдя в плоскость распределения и списания убытков, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Андрей Корельский. «Если образно говорить, то "скорая помощь" везет "умирающего пациента", скорее всего, уже не в больницу, так как пульс проекта уже почти не прощупывается, а в сторону морга, где, конечно, случаются чудеса внезапного воскрешения, но крайне редко, — рассуждает адвокат. — Безусловно, практичные немцы понимают, что тянуть львиную долю социалки всего Старого Света, да еще направлять огромные ресурсы на мертворожденный проект не очень выгодно для них в настоящий момент, поэтому "синица-Газпром" для RWE сейчас гораздо интереснее подстреленного "журавля" евроскептиков и находящегося в глубоком нокауте Nabucco».

Выход RWE из Nabucco, по мнению аналитика, может, еще и не финальный гвоздь в крышку гроба этого проекта, но точно ключевой, после которого поднять эту самую крышку и посмотреть на собравшихся на поминальную службу Nabucco, видимо, уже будет не суждено.

Источник: Эксперт online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку