Призрачный Nabucco

Источник: Эксперт online
Время чтения: 25 минут

Перспективы реализации альтернативного российскому «Южному потоку» европейского газопровода Nabucco становятся все призрачнее. Следом за венгерской MOL свои сомнения относительно проекта строительства высказали австрийские газовики.

Представитель австрийского концерна OMV, входящего в консорциум по строительству газопровода из прикаспийского региона в страны Евросоюза, считает, что Nabucco в итоге может оказаться значительно короче, чем первоначально намечалось. «В настоящее время вырисовывается реализация прагматичного варианта», — заявил официальный представитель OMV Йоханнес Феттер.

Напомним, что первоначально планировалось проложить газотранспортную магистраль длиной почти 4 тыс. км из прикаспийского региона в Европу, чтобы снизить энергозависимость ЕС от поставок российского газа. Однако финансовые издержки, уже грозят вдвое превысить изначально запланированные расходы в размере 8 млрд евро.

По словам представителя концерна OMV, усеченную «западную ветку» Nabucco вполне можно будет отвести от Трансанатолийского газопровода TANAP, который планируют построить Турция и Азербайджан. Вместе с тем, добавил он, классический вариант «Набукко» пока все еще «не сметен со стола». Окончательное решение на этот счет должно быть принято до конца текущего года. Правда министр экономики Австрии Райнхольд Миттерленер считает, что речь идет лишь об отсрочке планов по использованию «южного коридора» для поставки природного газа в Европу в обход России. По его мнению, многое будет зависеть от того, насколько значительными окажутся энергетические потребности Турции и сколько природного газа она сможет поставлять дальше в Европу транзитом из прикаспийского региона.

«Учитывая, что на днях о выходе из Nabucco сообщил один из инициаторов строительства трубопровода — Венгрия — дела у проекта идут не важно», — считает директор департамента Due Diligence «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток. «Nabucco до сих пор не удалось решить проблему сырьевой базы. Единственным источником наполнения трубопровода по-прежнему остается Азербайджан, — напоминает он. — В сложившихся условиях реализацию Nabucco целесообразнее либо вновь отложить, либо заморозить. Еще один из вариантов — кардинально изменить проект, что и намерены сделать участники Nabucco. При этом лишь сокращением протяженности маршрута дело может не закончиться. Учитывая дефицит сырьевой базы, не исключено, что будет уменьшена и мощность трубопровода. Фактически речь будет идти о новом маршруте». Впрочем, отмечает аналитик, даже в этом случае нет гарантий, что Nabucco будет реализован. «Сейчас Европа рассматривает целый ряд проектов по транспортировке энергоносителей в рамках так называемого "южного коридора". В частности это газопроводы TAP и ITG, также существует проект "Белый поток". Кроме того, Азербайджан рассматривает возможности для сжижения своего газа, — говорит он. — Иными словами, без дополнительных поставщиков, у Nabucco появляется множество конкурентов, которые ориентированы на сырьевую базу Азербайджана. И это не принимая во внимание "Южный поток", который пока считается ключевым конкурентом Nabucco».

Вероятность того, что ЕС откажется от строительства Nabucco в его существующем варианте 90-95%, полагает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. «Проект дорогостоящий, с большим сроком окупаемости и серьезными политическими рисками. Кроме того, принятие окончательного решения о начале строительства конкурентного газопровода "Южный поток" уменьшает и без того невысокую привлекательность проекта Nabucco, — рассуждает она. — У ЕС есть возможность поставлять газ из Ливии через Италию, что могло бы стать альтернативой российскому газу. Но с учетом нестабильной политической ситуации на севере Африки такой вариант не может обеспечить энергетическую безопасность Европы, поэтому такую схему нельзя рассматривать в качестве основной. В какой-то мере зависимость от России Евросоюз мог бы снизить за счет использования собственных месторождений газа в Северном море, однако с экономической точки зрения этот вариант также имеет много недостатков. В частности, добыча газа в этом регионе не может обеспечить 100% потребностей Евросоюза в газовом топливе, себестоимость разработки месторождений достаточно высока и т.д.».

Самым лучшим вариантом для Европы, по мнению аналитика, стал бы поиск возможностей по использованию альтернативных источников энергии. «Те средства, которые планировалось направить на строительство газопровода Nabucco, принесли бы гораздо больше пользы по применению существующих разработок в сфере альтернативной электроэнергетики, а также в виде финансирования исследований по поиску новых возможностей по получению энергии», — считает она. При этом Елена Юшкова не думает, что если ЕС откажется от Nabucco, то России есть смысл если не отказаться, то как минимум отложить строительство «Южного потока». «Строительство "Южного потока" никак не связано с тем, будет или не будет строиться газопровод Nabucco. "Южный поток" строится с целью обойти ненадежных транзитеров и обеспечить надежную доставку газа европейским покупателям с использованием новой и надежной газотранспортной системы, — отмечает она. — Кроме того, данный проект усилит влияние России на Балканах, что крайне важно в сегодняшней геополитической обстановке. Поэтому откладывать строительство "Южного потока" нет никакого смысла».

Аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук согласен с тем, что вероятность строительства «Набукко» до разрешения европейских долговых проблем остается очень низкой. «Можно утверждать, что первоначальный вариант (3300 км, 32 млрд кубометров) реализован не будет, есть проблемы даже с реализацией проекта меньшей длины и мощности. В расчете на километр стоимость трубы "Набукко" уже сейчас составляет 5,6 млн долларов, что приближается к средней стоимости "Южного потока" на километр (6,8 млн долларов), — говорит он. — Серьезных альтернатив "Южному потоку" нет, все реальные проекты из Азербайджана, Ливии и СПГ Катара составляют не более 10-15% мощности российского проекта, что не решает проблемы растущего спроса в Европе. Разница между спросом и потреблением в Европе к 2020 году достигнет 280 млрд кубометров в год, а доля "Газпрома" на этом рынке вырастет с 28% в 2011 году до 31,5% в 2020-м».

Если Украина не пойдет на уступки по вопросу своей ГТС, то, по мнению аналитика, «Газпром» не будет отказываться от проекта, поскольку «Южный поток» является хорошей возможностью для укрепления позиций российского концерна на газовом рынке Европы. Тем более это актуально сейчас, пока ЕС испытывает долговые проблемы и не может финансировать крупные дорогостоящие проекты в обход России.

«Дела у Nabucco совсем плохи. Вероятность же того, что в существующим виде альтернативный европейский газопровод останется в неизменном виде стремится к нулю, — категоричен управляющий партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Андрей Корельский. — "Сланцевый призрак" и неприкосновенные последние остатки небольших газовых месторождений европейских стран в ближайшее время с учетом финансовой нестабильности точно не угроза для газпромовских поставок "голубого топлива" в Европу. Иран, по понятным причинам, также пока не конкурент из-за политической и экономической изоляции. Туркмения и Азербайджан хоть и подыгрывают европейцам в борьбе с "Газпромом", но пока это создает лишь гигиенические неудобства для российского газового монополиста, который активно играет на европейском поле, а среднеазиатские республики "сидят на скамейке запасных" и лишь периодически выкрикивают нелицеприятные лозунги о качестве игры российского соседа. Да, есть катарские газовые гиганты, но пока экономическая эффективность для Европы от сотрудничества с ними, как и сланцевая добыча, совсем неочевидна. Поэтому выбирая между зависимостью от "Газпрома" и социальными протестами по снижению уровня жизни простых европейцев, правительства их стран, переступая через себя, все же выбирают первое».

Аналитик не верит, что Россия откажется от строительства «Южного потока». «Пока Nabucco находится в нокдауне, но все же стоит на полусогнутых и европейские отказники-секунданты не только ведут обратный отчет до 10, но откровенно освистывают его целесообразность, российское правительство, как хороший боксер в превосходящей финансово-весовой категории, любой ценой должно отправить проект Nabucco в тяжелый нокаут, при этом желательно для "Газпрома" с летальным исходом, если не сразу на ринге, то в одной из европейских клиник после боя», — говорит он.

Nabucco и «Южный поток» — по сути дела, взаимоисключающие проекты, считает аналитик Allianz РОСНО Управление активами Ариэл Черный. «"Газпром" успел раньше начать свой проект, естественно, это сразу сделало перспективы строительства Nabucco туманными, вероятность его реализации в первоначальном варианте сейчас вряд ли выше 30%, — полагает он. — Однако до тех пор пока "Южный поток" не будет построен, вероятность осуществления альтернативного проекта без участия России будет сохраняться, поэтому строительство прекращать нецелесообразно. "Утешительными призами" для Евросоюза могут стать менее масштабные, локальные проекты, такие, например, как Азербайджано-турецкий Трансанатолийский трубопровод (TANAP), предназначенный для поставки газа с месторождения "Шах Дениз" в Европу через турецкую территорию».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что все же рано подводить итоги и считать, что маршрут Nabucco определен. «В данном случае высказано мнение лишь одного из участников проекта, а всего их в нем, как известно, 6 (если считать вместе с "подвисшей" MOL) и остальные участники пока не высказали свою точку зрения. Не исключено, что они могут не согласиться с такой позицией австрийского участника и будут настаивать на прежнем маршруте газопровода, — отмечает он. — Главное, чем ставит в тупик это заявление, это абсолютное отсутствие ответа на вопрос — где в таком случае будет браться газ для заполнения "короткого" Nabucco?. Ведь, как известно, на "границе Болгарии и Турции" нет крупных месторождений газа. Или все же есть? Я рискну предложить свой вариант ответа на ваш вопрос и скажу, что существует 100% вероятность, что в этом году весь проект Nabucco однозначно изменится тем или иным образом. Могут поменяться участники, измениться маршрут, найдены новые источники заполнения газопровода и прочее и прочее. То есть могут произойти еще десятки, и даже сотни событий с/вокруг Nabucco, так что стоит дождаться их и лишь затем строить прогнозы на его дальнейшую судьбу».

Сейчас с большой долей уверенности можно утверждать, говорит аналитик, что вряд ли Европа окончательно откажется от этого проекта, даже если будут и другие источники газоснабжения. «Но тогда главной задачей Nabucco будет оказание своеобразного давления на остальных поставщиков газа в Европу, чтобы они не расслаблялись и не думали, что они держат свои руки на горле и кошельке Европы, — полагает он. — Понятно, что Россия будет одной из первых, для кого этот "спектакль" будет организован. Альтернативные варианты газоснабжения, конечно же, есть. Если не вдаваться в детали и не называть конкретные газопроводы, можно просто назвать регионы, откуда может быть организовано такое снабжение: Северная Европа, Северная Африка, Ближний Восток. Повторюсь: Европа вряд ли откажется от Nabucco и в том или ином виде, но будет его реализовывать. Отказаться от него совсем — для Европы это значит "потерять лицо". Для России же наилучшим вариантом "ответа" на события вокруг Nabucco будет не обращать внимания на него, а спокойно и планомерно реализовывать "Южный поток", тем более, что у нас есть обязательства перед иностранными партнерами. Зачем нам поступать, как "мятущаяся" Европа»?

Источник: Эксперт online