Муниципальные закупки Нижнего Новгорода переводят на интернет-аукционы

Источник: Коммерсантъ
Время чтения: 10 минут

Администрация Нижнего Новгорода запускает реформу системы размещения муниципальных заказов, общий объем которых в прошлом году превысил 4,6 млрд руб. В этом году основные контракты муниципалитет планирует заключать на электронных аукционах, сведя долю открытых конкурсов и запросов котировок к «незначительным объемам». Эксперты отмечают, что, хотя электронная торговля и является федеральным трендом и способствует прозрачности муниципальных закупок, из-за низкой компьютерной грамотности чиновников и отсутствия технического обеспечения ее популяризация в регионах займет годы.

О размещении муниципальных заказов вчера на оперативном совещании в администрации города отчитался директор департамента экономики, планирования и предпринимательства Владимир Белявский. Всего муниципалитет провел более 1,5 тыс. сделок на сумму, превысившую 4,6 млрд руб. В основном средства направлялись на строительство и содержание транспортной инфраструктуры, спортивных объектов, капремонта учреждений соцсферы, покупку для них медикаментов и продовольствия. На долю электронных торгов в прошлом году пришлось менее 2% от объема всех сделок муниципалитета — около 77 млн руб., остальные контракты заключались по итогам классических аукционов, открытых конкурсов и запросов котировок. При этом именно на электронные аукционы размещения муниципальных заказов, по словам господина Белявского, администрация города планирует в этом году «перенести основной акцент», объемы открытых конкурсов и запросов котировок станут «незначительными». «В период с ноября по декабрь 2010-го на Единой электронной торговой площадке (Москва) департамент провел 15 электронных аукционов на общую сумму 20,1 млн руб. Экономия бюджетных средств составила 4,8 млн руб. (23,9 %)»,— проиллюстрировал глава департамента экономики. Таким образом, по словам Владимира Белявского, муниципалитет планирует сделать процедуру муниципального заказа более прозрачной и «избежать конфликта интересов или, напротив, сговора заказчика с поставщиком или между недобросовестными поставщиками».

Реализацией этой стратегии в профильных муниципальных предприятиях будет заниматься новая команда управленцев. В частности, вчера глава администрации Олег Кондрашов сообщил о готовящейся смене руководства МП «Единый центр муниципального заказа» (занимается централизованной закупкой продовольствия для учреждений соцсферы, в том числе организацией школьного питания). Комментируя работу главы центра Евгения Тенилова, господин Кондрашов неоднозначно отметил, что «нельзя сказать, что она была неудовлетворительной», но признал, что у предприятия «есть потенциал».

Глава компании «Саюс» (оптовая и розничная торговля продовольствием) Александр Бочкарев говорит, что систему муниципальных закупок надо менять «самым коренным образом», так как прежняя «была коррумпирована»: «Кто больше занесет, того и заказы. В итоге, например, продукты для детских садиков и школьных столовых приобретались по завышенным ценам».

Но намерения властей максимально перевести муниципальные закупки в интернет эксперты оценивают скептически. Управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский и партнеры» Андрей Корельский говорит, что это федеральный тренд, способствующий повышению прозрачности процедур государственных и муниципальных закупок, но потребуются годы, чтобы электронные торги полностью вытеснили другие формы: «Во-первых, для такого большого объема торгов, как в крупных городах, и в условиях минимального вмешательства человека в процесс требуется весьма дорогое техническое переоснащение. Во-вторых, могут возникнуть сложности с чиновниками, многие из которых слабо знакомы с компьютерной грамотой». В свою очередь коммерческий директор единой системы электронной торговли B2B-Center Андрей Бойко предостерегает от «бездумного тотального перевода» муниципальных закупок на электронные аукционы: «В аукционах главным критерием победы является цена — кто предложит меньшую стоимость, тот и победил. В таком случае велик риск приобретения некачественных товаров, например продуктов для школьных столовых, или услуг. Так что экономия, за которой гонятся власти, в данном случае вызывает сомнения». «Механизм предварительного сговора участника и заказчика не исключен и в условиях электронных аукционов»,— добавляет господин Корельский. По мнению Андрея Бойко, контролировать издержки можно, оперируя другими формами электронных торгов, не ограничиваясь только аукционами: «Из 88,6 тыс. торгов, которые мы организовали за всю свою историю, аукционов на покупку было проведено только 827 — чуть больше 1%. С января 2010 года по март 2011-го состоялись всего два таких аукциона. Компании могут пользоваться нескольким десятком видов электронных торгов с различными параметрами и условиями по срокам поставки, предоплаты, рассрочки и т. д., что обеспечивает реальную конкуренцию и экономию».

Источник: Коммерсантъ