Грузовое слияние

Источник: Эксперт online
Время чтения: 16 минут

Государственная корпорация «Ростехнологии» направила руководству Белоруссии письмо с предложением объединить КамАЗ и Минский автомобильный завод (МАЗ) в одну компанию, в результате чего КамАЗ станет владельцем 100% акций МАЗа, а власти Белоруссии получат пакет акций КамАЗа.

Как сообщил РИА «Новости» глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, предполагается провести допэмиссию акций КамАЗа. Затем власти Белоруссии получат в акционерном капитале КамАЗа пакет акций в обмен на 100% акций МАЗа. Чемезов добавил, что вряд ли это будет блокпакет. Все будет зависеть от того, во сколько будет оценен МАЗ, при этом российская сторона пока оценку не проводила. Чемезов также отметил, что акционеры КамАЗа Daimler и ЕБРР не против такого объединения.

«Ростехнологии» являются основным акционером КамАЗа с долей 49,9%, концерну Daimler принадлежит 11% акций, «Тройке Диалог» – 27,26%, ЕБРР – 4%. МАЗ на 100% принадлежит правительству Белоруссии.

«Данное предложение получено по официальным каналам. В настоящее время оно изучается, но решение будет принято позже», – сказал представитель МАЗа. Кроме того, Госкомимущество Белоруссии уже заявило, что стоимость всего пакета акций МАЗа составляет 2,5 млрд долларов.

Напомним, что в декабре 2010 года стало известно, что «Ростехнологии» ведут переговоры с руководством Белоруссии о приобретении КамАЗом мажоритарного пакета акций МАЗа. По словам гендиректора КамАЗа Сергея Когогина, планируется приобрести либо контрольный пакет акций, либо 100% белорусского предприятия.

Максим Лобада, аналитик «Инвесткафе», расценивает эту сделку в случае обмена акциями по адекватной стоимости положительно для КамАЗа: «Существует ряд рисков, в том числе политических, которые могут в дальнейшем оказывать влияние на работу в Белоруссии, но в целом в случае достижения жестких договоренностей сделка может дать эффект синергии для обоих предприятий, – полагает аналитик. – Возможно, “Ростехнологии” не будут приобретать все 100% МАЗа, и часть пакета (теоретически) достанется Венесуэле или Iveco. В данном случае для КамАЗА это непринципиально, если он будет владеть контролем. Оценка белорусской стороны 100-процентного пакета МАЗа в 2,5 млрд долларов явно завышена в несколько раз, и скорее всего – это предмет для торга для российской стороны».

Если подобное слияние состоится, то оно будет крупнейшим на постсоветском пространстве в автомобильном секторе, добавляет Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры». Однако, по его словам, предложение «Ростехнологий» имеет ряд ключевых аспектов. «Во-первых, в нем не избежать вопросов политики, поскольку белорусский президент любит использовать торг национальными флагманами белорусской экономики в целях политического давления на российское руководство, – говорит аналитик. – Во-вторых, с точки зрения экономики объединение двух автогигантов может иметь вполне успешные бизнес-перспективы для дальнейшего совместного развития и модернизации. И, в-третьих, в данной ситуации вопрос инвестиций играет не последнюю роль, так как очевидно, что более сильного инвестора на сегодня, чем “Ростехнологии”, найти белорусскому президенту будет трудно в условиях фактической блокады западных инвестиций после скандальных выборов».

«Безусловно, КамАЗ, несмотря на “рекорды Дакара”, – это пока далеко не “Вольво” или МАН в своем технологическом превосходстве, а подразделение Master – это пока, безусловно, классный, но оторванный от серийного производства бренд, использующий все лучшее в лимитированном объеме, – считает Корельский. – Тем не менее, уровень модернизации на КамАЗе в настоящее время гораздо выше, нежели у “братского коллеги по цеху”, и не исключаю, что помимо Daimler в самое ближайшее время в капитале КамАЗа могут появиться как скандинавские, так и скорее всего немецкие автогиганты».

По мнению аналитика, рано или поздно Александр Лукашенко вынужден будет совершить эту сделку, как бы ему ни хотелось сохранить в этой сфере экономический суверенитет, поскольку без серьезной модернизации МАЗ будет обречен на медленную смерть в условиях стремительно растущих и дешевеющих европейских технологий в автомобилестроении. «При этом не сомневаюсь, что процесс это будет медленный, это не в стиле Александра Григорьевича, так как “гордость родины” быстро не продают, МАЗ стоит того, чтобы за него поторговаться, – считает аналитик. – Предполагаю, что в итоге россиянам придется выкупить актив, но гораздо выше рынка, впрочем, по-другому в последние годы с братским народом и не бывает».

Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев полагает, что условия, предложенные КамАЗом, – 25% в объединенной компании в обмен на 100% МАЗа, скорее всего, будут отвергнуты. «Белорусская сторона, в частности, сообщила, что оценивает МАЗ в 2,5 млрд долларов – примерно в такую же сумму был оценен и КамАЗ при продаже пакета акций Daimler. При условии справедливости таких оценок предложение КамАЗа однозначно не выгодно Белоруссии, – говорит аналитик. – Вряд ли российские акционеры этого не понимают. Поэтому предложение КамАЗа, скорее всего, стоит оценивать как попытку прояснить позицию Белоруссии по вопросу объединения активов».

«Для Белоруссии объединение МАЗа и КамАЗа это вопрос не только и не столько экономический, сколько политический, – отмечает Клюев. – Отдавать свой актив по предложенной схеме Минск, скорее всего, не будет. Однако цена – это предмет торга. Сейчас основной вопрос – какова принципиальная позиция Белоруссии. Если Минск начнет торговаться, не исключено, что сделка может состояться».

Однако Дмитрий Шустерняк, генеральный директор компании «Финэкспертиза консалтинг», не очень верит в успех этой инициативы. «Во-первых, МАЗ тесно интегрирован в экономику Белоруссии и является головным предприятием производственного объединения “БелавтоМАЗ”, куда входит много заводов. Поэтому нужно понять, насколько возможно выделить это предприятие из состава крупного производственного объединения», – полагает он.

Во-вторых, напоминает аналитик, подходы к этим двум предприятиям разнятся. МАЗ крайне важен для экономики Белоруссии: там занято много рабочих, очень важное место отведено социальным аспектам, и рассматривать его как независимое коммерческое предприятие не получится. «Несомненно, неизбежен конфликт интересов между руководством теоретически объединенного предприятия МАЗ–КамАЗ, органами власти Республики Беларусь и бизнес-интересами в России», – считает Шустерняк.

Третья проблема, по его мнению, связана с тем, что хотя оба завода производят одинаковую продукцию, они достаточно сильно различаются по своему конструкторско-технологическому потенциалу. «Ну и, наконец, оба предприятия сопоставимы по масштабам, поэтому речь не может идти о поглощении. А слияние, объединение – это всегда более сложная процедура, нежели поглощение», – говорит аналитик.

Тем не менее, интерес к более тесному сотрудничеству у обеих сторон, безусловно, есть. «Для КамАЗа Минский автомобильный завод – это технологии, современные модели, это выпуск очень широкой гаммы грузовых автомобилей, автобусов, прочей автотехники. С другой стороны, для белорусов сотрудничество с КамАЗом – это фактически неограниченный доступ на российский рынок, который, безусловно, для МАЗа очень важен. Так что эта тема будет подниматься вновь и вновь, – говорит Шустерняк. – Но при этом прямое слияние путем взаимного обмена акций маловероятно. Более реальная возможность сотрудничества – совместные проекты в самой различной форме: от обмена технологиями – до совместной сборки либо очень тесной производственной кооперации между двумя предприятиями.

Источник: Эксперт online