Государственный отказ

04.10.2011

Эксперт: Андрей Корельский

«Газпром экспорт» получил уведомление от турецкой компании Botas о том, что она не продлевает срок действия контракта на поставку 6 млрд кубометров российского газа после 2011 года.

Контракт был заключен в 1986 году, и срок его действия истекает 31 декабря 2011 года. Газ, поставляемый по этому маршруту, предназначался для потребления в экономически наиболее развитой западной части Турции. По условиям контракта компании должны были предупредить друг друга за полгода до истечения контракта о желании прекратить его действие, в противном случае контракт продлевался автоматически. Последний такой срок истекал 30 сентября. Поставки по контракту в любом случае будут производиться до срока его завершения — 31 декабря 2011 года, отмечают в «Газпроме».

О возможности отказа от продления соглашения министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил в минувший четверг. Он сообщил, что вопрос продолжения закупки российского газа зависит от того, пойдет ли Москва на предоставление скидки в тех размерах, которые запросила Анкара. «Если условия нам не подойдут, то мы хотим, чтобы контракт был аннулирован, а вопросы закупки газа переданы частным компаниям», — сказал Йылдыз.

Министр специально подчеркнул, что «не нужно думать, что отменены все соглашения с Россией». «У нас заключены три-четыре соглашения с Россией на закупку газа. У одного из них закончился срок действия, и он не был продлен. Проблем это не вызовет. Частично закупку газа осуществляет частный сектор, который сможет, если захочет, в дальнейшем договариваться с российской стороной. Просто государство больше не хочет заниматься этим», — пояснил глава турецкого минэнерго.

Как сообщил в понедельник глава «Газпром экспорта» Александр Медведев, «Газпром» в случае отказа турецкой госкомпании Botas от продления контракта готов поставить эти объемы новым партнерам — частным компаниям — для продажи в Турции. «Мы видим, что газ по западному коридору востребован турецкими коммерческими и промышленными потребителями. Если контракт c государственной компанией Botas не будет продлен, мы готовы поставлять эти объемы нашим существующим и новым партнерам — частным компаниям — для дальнейшего размещения конечным потребителям на турецком рынке», — сказал он.

Аналитик ФГ БКС Андрей Полищук считает, что с частными компаниями «Газпрому», вероятно, будет труднее прийти к соглашению по ценам на газ. «При сотрудничестве с госкомпаниями с соглашением по ценам на газ могут также пересекаться и другие смежные проекты. К примеру, соглашения по "Южному потоку" и нефтепроводу Самсун—Джейхан, — говорит он. — Риск невыполнения обязательств со стороны частных компаний также может быть выше».

По мнению аналитика, объемы, поставляемые Botas, не столь существенны, чтобы повлиять на транзит российского газа через Украину. «Но пример Турции может накалить обстановку в переговорах по ценам на газ между Украиной и Россией», — полагает он.

«Турция является одним из крупнейших импортеров российского газа. Поэтому  маловероятно, что за несколько месяцев будет найдена замена "Газпрому" в лице какой-либо другой компании, поставляющей газ в Турцию, — отмечает аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова. — Учитывая объемы закупаемого Турцией газа, можно заключить, что частныe турецкиe компании в любом случае будут иметь дело с "Газпромом". А с учетом того, что в данной ситуации возникает конкурентная среда со стороны компаний — покупателей газа, то "Газпром" сможет договориться о ценах поставки без особых проблем».

Аналитик согласна с тем, что невозобновление контракта не окажет существенного влияния на ход переговоров по газу между Москвой и Киевом, так как Турция не откажется от покупок газа у «Газпрома». «А каким конкретно компаниям "Газпром" будет продавать газ в Турции — это большой роли не играет. Важны объемы и цена, а они, вероятнее всего, меньше не станут», — говорит она.

Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», также считает, что с госкорпорациями по газовым контрактам «Газпрому» иметь дело гораздо удобнее, чем с частниками. «Последние, как правило, торгуются по условиям контракта исходя исключительно из своих частных экономических интересов, не беря в расчет геополитические договоренности на межгосударственном уровне. Госкомпании же почти всегда управляются рычагами из правительства соответствующего государства-потребителя, — говорит он. — Также у частников гораздо меньший уровень гарантий, поскольку рыночные условия их существования не дают им никаких преференций, в отличие от госкомпаний, в отношении которых государство почти всегда выступает в роли врача-реаниматолога, который в случае финансовых затруднений, как правило, подкачивает живительную ликвидность в капитал корпорации, спасая ее от банкротства и иных колебаний на рынке, но при этом требуя взамен беспрекословного подчинения и лояльности».

Аналитик полагает, что, если демарш Турции по непродлению одного из истекающих контрактов как-то и может повлиять на российско-украинский переговорный процесс, то очень и очень косвенно. «По сути, никаких преимуществ складывающаяся ситуация с восточным соседом ни Украине, ни России не дает. Уверен, что в ближайшее время вопрос с Турцией будет решен мирным путем и Россия продолжит методично завязывать удавку "Южного потока" и "Северного потока" вокруг шеи украинской ГТС», — уверен он.

Руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов напоминает, что соглашение с Botas не запрещает продажу газа частным операторам, причем вплоть до конечных потребителей. «Вероятно, для "Газпрома" непродление контракта не станет серьезной проблемой, а скорее откроет новые возможности для увеличения поставок, так как позволит это делать без посредника, — полагает он. — Кроме этого Botas уже неоднократно продлевала данный контракт, и не исключено, что и сейчас сделает это, но перед этим пытается торговаться и немного поиграть на руку Евросоюзу».

По мнению аналитика, невозобновление этого контракта никак не скажется на транзите российского газа через Украину. «Пропускная способность "Голубого потока" — 16 млрд кубометров, Трансбалканского — 14, сейчас Турция закупает 18–20 млрд. Уменьшение Трансбалканской части на 6 млрд все равно оставляет избыток транспортных мощностей, — подсчитал Трофимов. — Более того, даже если Турция прекратит поставки по Трансбалканской трубе, никому, кроме себя, хуже не сделает, создав дефицит газа и предоставив для поставщиков возможность отыграться по полной».

Источник: Эксперт online


Twitter Facebook Яндекс Livejournal

Возврат к списку