Развитие электронного правосудия в арбитражной системе

Источник: Право.ру
Время чтения: 15 минут

В августе прошлого года мы писали о том, как специалисты оценивают работу сервиса "Картотека арбитражных дел

" (КАД). За это время  база сервиса пополнилась, и на середину июня 2012 года в ней доступно более 9 млн дел, а среднесуточная посещаемость КАД выросла на 75% и составила 200000 человек. С того момента, как сервис был введен в эксплуатацию в феврале 2010 года, его посетило 9,16 млн уникальных пользователей, которые заходили на ресурс в общей сложности 61 млн раз и просмотрели более 220 млн страниц.

Проект "Картотека арбитражных дел" на сегодняшний день остается одним из основных инструментов для работы практикующего юриста, а также удобным сервисом для оперативного получения информации по делам. "Безусловно, "Картотека арбитражных дел" и прочие сервисы портала arbitr.ru – это лучшее, что сделано в сфере автоматизации судопроизводства, и один из самых действенных способов обеспечения открытости в работе арбитражных судов." — отмечает Александр Бороухин, руководитель практики "Энергетика и коммунальный комплекс" адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". — "Еще несколько лет назад о подобных ресурсах мало кто мог даже мечтать. Команда специалистов ВАС РФ и "Право.Ru" в буквальном смысле слова сотворила чудо. И радует, что сервис продолжает развиваться и в нем появляются новые возможности".

Виктория Соловьева из юридической группы "Яковлев и партнеры" считает, что КАД в настоящий момент играет большую роль в работе юриста. "Она позволяет узнавать информацию о движении дела без особых усилий и телефонных звонков секретарям и помощникам судей, пользоваться банком судебных решений. Функция информирования по электронной почте в отношении интересующих дел позволяет оперативно реагировать на любые изменения по делу, — перечислила она некоторые из возможностей и добавила, что КАД используется не только участниками арбитражных споров, но и теми компаниями, которые редко обращаются в арбитражные суды или не обращаются вовсе. Последние, по словам Соловьевой, используют систему для того, чтобы оценить потенциального контрагента

Разработчики продолжают совершенствовать сервис и учитывают при этом все пожелания Высшего Арбитражного Суда РФ и пользователей. Сегодня редакция "Право.Ru" представляет вашему вниманию новинки КАД и иных сервисов арбитражной системы РФ.

Удобство поиска

Стал доступен поиск карточек дел по ИНН и ОГРН сторон. Нередки случаи, когда при ручном заполнении данных указываются разные варианты написания наименований участников процессов, и пользователю приходилось искать дела отдельно каждому из них. Теперь, в случае проведения поиска с использованием номеров, он будет максимально точным.

Кроме того расширены возможности поиска при вводе номера дела и выборе суда. Если префикс указанного дела не совпадает с выбранным судом, то в поисковой выдаче будут отображены карточки, соответствующие основному номеру дела и порядковому номеру дела в указанном суде.

Объединение сервисов судебной системы

Отдельного внимания заслуживают сервисы подписки на информацию по делам  "Электронный страж

" и подачи документов в электронном виде в суды "Мой арбитр

". Теперь управлять подписками по делам и подавать документы в суды можно из одного кабинета. Также в "Электронном страже" появились возможность добавлять комментарии к подпискам и разделять их на категории "дела" и "участники".

За все время существования сервиса "Мой арбитр" подано 496914 документов, из которых 442136 принято. При этом в период с начала текущего года по середину июня уже подано 239155 и принято 215814 документов — примерно столько же, сколько за весь 2011 год. Сервисом "Электронный страж" на сегодня пользуется 200454 подписчика, что на 20% превышает количество пользователей на конец 2011 года.

Мобильность

В середине мая 2010 года появилась мобильное приложение КАД для iOS, в конце июня того же года — для устройств на платформе Android, а в феврале 2012 года и для WP7. С момента появления приложени их установили 35100 человек.

В мае 2012 года для приложения на Android появилась возможность хранить нужные документы в памяти устройства, что позволяет работать с ними без интернет-соединения. В ближайшем будущем такой функционал появится для iOS и WP7.

Ожидания и планы

Одной из проблем КАД, на которые указывают практикующие юристы, является неприспособленность системы для отображения информации по делам с большим количеством участников, судебных заседаний и выносимых судебных актов. "Чаще всего это банкротные дела", — отмечает Александр Мачнев, юрист практики "Земля. Недвижимость. Строительство" юридической группы "Яковлев и Партнеры".  В рамках решения этой проблемы в ближайшее время будет видоизменено отображение карточки банкротного дела, в которой помимо общей информации по делу пользователи смогут просматривать требования кредиторов и решения по ним.

"Ограничение на количество подписок не позволяет использовать сервис для удобного мониторинга всех интересующих дел", — указывает на еще один недостаток Александр Бороухин из "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". Для решения этой проблемы будет доработан сервис "Решения арбитражных судов" — увеличится количество возможных просмотров дел без сужения критериев поиска.

Также реализуется еще одно пожелание пользователей. "Очень хотелось бы получить возможность автоматической синхронизации календарей отслеживаемых дел с календарем Microsoft Exchange или Google Calendar, — это было бы огромным подспорьем для судебных юристов, использующих современные инструменты управления своим временем, — говорит Бороухин. — Была бы полезной и возможность выгрузки всех документов по делу сразу, для того, например, чтобы затем ознакомиться с ним в оффлайн-режиме". В ближайшее время появится возможность выгрузки информации о заседании в различном формате и синхронизация ее с iCal и Google Calendar.

Кроме того сейчас проходит тестирование сервиса "Голосовая картотека арбитражных дел", к которому можете присоединиться, позвонив по номеру +74959821160. Сервис реализован при помощи системного интегратора "КРОК" и "Центра речевых технологий". Для того, чтобы получить информацию по делу по телефону, пользователю достаточно продиктовать номер дела.

В целом эксперты высоко оценивают качество КАД, благодарны разработчикам за созданный сервис и при этом настроены на конструктувный диалог по поводу совершенствования системы. "Особенно явно видны достоинства системы, если сравнивать ее с системами поиска судебных дел на сайтах судов общей юрисдикции, работающими с ГАС "Правосудие", — говорит Бороухин. — "Найти что-то на них – задача нетривиальная, результаты поиска оказываются зачастую абсурдными, и в целом работа с сайтами судов общей юрисдикции крайне неудобна". А Мачнев выделяет еще несколько проблем, которые требуют решения. К ним он относит несвоевременную загрузку информации по делу и копий судебных актов специалистами арбитражных судов, неверное или неполное указание наименования лиц, участвующих в деле, то, что судебные специалисты не вносят информацию о местонахождении лиц, участвующих в деле, а также категории спора. "Есть пожелания по увеличению стабильности работы системы", — добавляет он.

Работа над совершенствованием сервисов продолжается. Разработчики будут рады получить отзывы и пожелания на почтовый ящик uis@arbitr.ru. Они обязательно будут учтены в дальнейшей разработке.

Источник: Право.ру