Chambers Europe оценил юридический рынок России

Chambers Europe оценил юридический рынок России
Источник: Ведомости
Время чтения: 26 минут

Движение от негатива к осторожному позитиву – так можно охарактеризовать настрой юридических фирм в России. Как говорит Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев групп», консалтинговый бизнес последним входит в кризис и последним же выходит. И, похоже, юристы верят, что движутся к этому выходу, и радуются увеличению работы. При этом к негативной – конфликтные практики – постепенно начинает добавляться позитивная – сделки слияний и поглощений (M&A), проектное финансирование, размещение акций и облигаций. Те, кто, несмотря на кризис, остались верны рынку и клиентам, теперь имеют преимущество благодаря приобретенному опыту и выстроенным в трудное время отношениям, говорит управляющий партнер московского офиса Linklaters Дмитрий Добаткин. Оживление происходит, но это едва заметное изменение, а не устойчивый тренд, более осторожен партнер White & Case Андрей Донцов. Конкуренция очень жесткая и со стороны российских компаний она усиливается, признает партнер EY Дмитрий Тетюшев. Это фиксирует и рейтинг Chambers Europe.

Юридический «Оскар»

С каждым годом Chambers Europe все шире охватывает российский юридический рынок: в нем представлены региональные фирмы, игроки второго и третьего эшелона, небольшие бутики, сектор средних M&A. В 2018 г. составители рейтинга планируют включить в него фирмы, которые ведут судебные процессы среднего размера. Рейтинг упрощает участие в конкурсе, отмечает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

С 2008 г. доля российских фирм в рейтинге удвоилась за счет увеличения их числа – в 2015 г. их стало больше, чем иностранных (см. таблицу на стр. B2). Фирмы все активнее подают документы – называет одну из причин замредактора Chambers Europe Юргита Мескускайте. В этом году доля российских фирм достигла почти 65% (без учета региональных), их позиции усилились по ключевым практикам. Растет доля россиян и в первых двух эшелонах рейтинга. Происходит национализация правового поля, замечает председатель комитета партнеров АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Афанасьев: больше сделок делается по российскому праву, больше споров переходит в российскую юрисдикцию.

Сохраняются демпинг и жесткая конкуренция между крупными российскими и международными юрфирмами, указывает партнер Norton Rose Fulbright Ярослав Климов. А также с фрилансерами – «выпускниками» больших юрфирм, замечает Тетюшев; небольшие фирмы продолжают объединяться, чтобы расширить спектр услуг и снизить постоянные затраты.

И тем не менее ILF продолжают доминировать в рейтинге. Полсотни российских юрфирм упомянуты около 120 раз (без учета региональных), 29 ILF – около 180 (при том что некоторыми практиками, например уголовной, ILF почти не занимаются).

Заработавшие в российском праве гибкие механизмы M&A, на которые отечественные фирмы возлагают большие надежды, не привели к увеличению их количества в рейтинге по сопровождению крупных сделок. Но им удалось качественно улучшить свое положение. На одну ступень до второго уровня поднялись «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и «Алруд». Существенно расширился рейтинг по средним сделкам M&A: пополнился сразу четырьмя российскими фирмами – «Инфралекс», «Юс Ауреум», Capital Legal Services и «Юст». Ни одной международной фирмы в этом субрейтинге по-прежнему нет. Сфера применения российского права для структурирования M&A расширяется и можно прогнозировать увеличение присутствия российских фирм в сегменте средних сделок, считает управляющий партнер Herbert Smith Freehills Алексей Рудяк.

Серьезные изменения произошли в разделе по рынкам капитала. «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», которая поднялась в третий эшелон, больше не одинока – в рейтинг вошли еще две российские юрфирмы (Lecap и «Линия права»), и покинули две крупные ILF (Akin Gump Strauss Hauer & Feld и Allen & Overy).

Позиции российских юрфирм по-прежнему сильны в практиках, связанных с государством (антимонопольная, налоговая). Но неожиданно они отступили в практике разрешения споров в России: выбыли сразу пять отечественных игроков – «Яковлев и партнеры», NSP, «Регионсервис», Art de Lex, Noland. Зато существенно увеличилась доля российских юрфирм в другой конфликтной практике – «банкротство», как и предсказывали в 2016 г. составители рейтинга. Практика расширилась на восемь фирм, шесть из которых российские: «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры», «Яковлев и партнеры», «Юст», BGP Litigation, «Пепеляев групп», «Юков и партнеры». Было подано больше документов от фирм, объясняет Мескускайте.

Крупнейшие российские фирмы пытаются приблизить свой функционал и сервис к уровню крупнейших ILF, отмечает Рудяк, но пока «разделение труда» на рынке значительно не изменится: международные фирмы будут доминировать в крупнейших инвестпроектах и международных спорах, российские – во внутренних. Заметно выросла конкуренция среди юрфирм за крупный государственный и окологосударственный сектор, считает руководитель «ФБК право» Надежда Орлова, при этом российские игроки получили определенное преимущество в последние пару лет в связи с общим трендом на импортозамещение.

Оживление рынка

Большинство опрошенных юридических фирм прошлый год порадовал. Рынок несколько стабилизировался, отмечает управляющий партнер московского офиса Baker McKenzie и ее офисов в СНГ Сергей Войтишкин, хотя остается сложным, со всплесками активности – в частности, в транзакционной сфере.

У «Пепеляев групп» выручка выросла вдвое больше, чем ожидалось, – более 20%, прогноз на этот год – 10–15%. Для Dentons итоги 2016 г. были хуже ожидавшихся, но 2017 год начался лучше предыдущего, указывает управляющий партнер фирмы по России Флориан Шнайдер. Хуже прогноза были результаты и у «Юста».

Прогноз управляющего партнера «Яковлев и партнеры» Андрея Яковлева подтвердился: ситуация на рынке серьезно не изменилась – и отсутствие плохих новостей уже хорошая новость. Результаты оказались лучше прогнозных примерно на 20%, замечает Орлова: «Возможно, на фоне общей не слишком оптимистичной ситуации в российской экономике мы сделали чрезмерно осторожный прогноз». Выше ожиданий оказалась выручка, например, у Herbert Smith Freehills, Baker McKenzie, «Щекин и партнеры».

Прогноз на 2016–2017 гг. – на уровне прошлого периода, отмечает управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат. Незначительного роста ждет управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников. А старший партнер CMS Леонид Зубарев рассчитывает, что показатели в 2017 г. будут по крайней мере не хуже 2016 г.

Выручка «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» выросла за 2016 г. на 25%, догнав в долларовом эквиваленте показатели двухлетней давности, а в рублях за это время удвоилась. Управляющий партнер фирмы Андрей Корельский объясняет это высокой долей валютной выручки, а также переориентацией части практик на суды, банкротство и уголовно-правовую сферу. Его пессимистичный прогноз на 2017 г. – сохранение показателей, оптимистичный – рост выручки на 10–15% без изменения количества юристов. Ждет роста выручки на 15% после 30% управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков: «Мы молодая фирма, еще не выработан потенциал естественного роста».

Работа для юристов

Сейчас много работы на рынках капитала, говорит Добаткин, – загруженность постепенно росла весь прошлый год, но начиная с января мы переживаем настоящий бум на рынке долгового капитала, происходит заметное оживление на рынке акционерного капитала. Сделки и корпоративная практика оттолкнулись от дна, радуется Корельский. Но классических M&A мало, Россия не в моде и сделки в основном заключаются на внутреннем рынке, осторожен Донцов, по-прежнему мешают санкции, в 2017 г. будут в основном сделки в среднем сегменте.

Высок спрос иностранных клиентов на услуги, связанные с переносом производств в Россию, приобретением российских компаний в сфере энергетики, пищевой промышленности, отмечает Гольцблат, большой спрос на инвестпроекты со стороны азиатских клиентов. Курс на Восток, включая бывшие советские республики, становится все более выраженным, согласен управляющий партнер «Инфралекса» Артем Кукин. «Юристы шутят: раньше летали в командировки в европейские столицы, теперь – в Душанбе», – говорит он. По его мнению, возможно появление различных форм межнациональных юридических структур стран Евразийского экономического союза.

Среди клиентов растет доля компаний технологического сектора, этот тренд будет продолжаться, фиксирует Войтишкин. Все больше будет требоваться правовая помощь в защите интеллектуальной собственности, в регулировании интернет-торговли и оказании услуг в среде интернета, констатирует Яковлев, сохранится спрос на услуги в сфере неисполнения обязательств застройщиками, продолжится расчистка банковской системы, будет больше споров, связанных с неправильным размещением госзаказов и антимонопольных.

Лидеры рейтинга

Лишь пять российских фирм встречаются в рейтинге пять или более раз (лидеры – «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» и российско-британская Goltsblat BLP), а подавляющее большинство – по одному разу. Для сравнения: 17 ILF – пять и более раз.

В банковском и финансовом секторе возрастает роль проектов, связанных с комплаенсом, в том числе международным, отмечает старший юрист банковской практики PwC Legal Ксения Грицепанова: например, наряду с американской FATCA российские финансовые институты вынуждены внедрять механизмы автоматического обмена информацией (CRS). Растут риски претензий со стороны западных регуляторов, а с ними и спрос на эти услуги, отмечает управляющий партнер московского офиса Quinn Emanuel Urquhart & Sullivan Кирилл Паринов.

Существенно растет практика банкротства и связанных с ним направлений (оспаривание торгов, обжалование сделок, привлечение к субсидиарной ответственности), а также споров и проектов с участием банков, рассказывает Ситников. А с начала года – взыскания долгов и убытков в разных юрисдикциях, добавляет Климов.

Растут адвокатские практики, которые защищают бизнес от давления государства, описывает ситуацию Афанасьев, сдуваются те, которые помогают делать позитивные сделки. «Негативный инвестиционный климат в стране порождает спрос на аварийно-пожарные услуги юристов: растет количество судов всех видов, много работы по долговой тематике, и безусловный лидер – уголовно-правовая практика», – согласен Корельский. Многие предприниматели уезжают за границу, сетует Афанасьев: государство должно больше уделить внимания тому, чтобы не отпугивать бизнес.

Резко сократилось количество споров по налоговым делам, фиксирует партнер «Юста» Александр Боломатов. Доминирование налоговиков в судах (выигрывают около 80% споров по сумме) меняет спрос на эти услуги, констатирует управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: споров в судах все меньше, и для своей фирмы он видит перспективы в развитии консалтинга и поддержке клиентов на досудебной стадии.

Серьезный риск – общее снижение качества российского права, доверие к которому падает, сетует Орлова: обесценивается работа «белых» юрфирм, потребность в их привлечении сокращается. А Яковлев называет ключевым риском унификацию нормативно-правовой базы и автоматизацию юридических процессов, которая будет снижать спрос на рутинные услуги, а вот в «бутиковые» споры роботы придут не скоро», рассчитывает он. С одной стороны, современные технологии предоставляют возможности для развития новых продуктов и услуг и сокращения типовой и административной или технической работы, с другой – создают дополнительные риски, согласна управляющий партнер PwC Legal в России Яна Золоева.

В ближайшие годы рынок юридических услуг в стоимостном выражении не упадет, полагает Ситников. А Боломатов считает основным риском снижение платежеспособного спроса. Рынок юруслуг сокращается, пессимистична Орлова: улучшения позиций юрфирмы добиваются за счет передела рынка, а не роста спроса на квалифицированных консультантов. Клиентов все меньше из-за ухода иностранных игроков, небольшого и среднего российского бизнеса, продолжает она.

Рынок продолжает находиться под влиянием тревожной экономической ситуации, которая усугубляется неспадающей геополитической напряженностью, резюмирует Рудяк, сохранение этого тренда и есть основной риск. Есть понятие новой нормальности, когда люди приняли условия, научились с ними жить и работать, они стали приемлемым состоянием, говорит Донцов, мы уже живем так и будем жить дальше.

https://cdn.vedomosti.ru/image/2017/2t/4hk72/mobile_high-5td.png