Адвокат «Открытой России» потерял статус

Адвокат «Открытой России» потерял статус
Источник: Коммерсант.ru
Время чтения: 11 минут

Совет адвокатской палаты Башкирии лишил статуса адвоката члена движения «Открытая Россия» Виталия Буркина за критику судей в соцсетях. Господин Буркин считает решение незаконным и намерен его обжаловать. Такое наказание за высказывания в интернете применено впервые, отмечают в адвокатском сообществе, надеясь, что спор станет предметом рассмотрения в Верховном и Конституционном судах РФ. 

Делом своего коллеги совет адвокатской палаты Башкирии занялся после того, как получил официальное письмо председателя Верховного суда Башкирии Михаила Тарасенко. В начале сентября президент башкирской адвокатской палаты Булат Юмадилов возбудил дисциплинарное производство в отношении Виталия Буркина из Уфимской городской коллегии адвокатов. Господин Буркин защищал политических активистов, задержанных за участие в публичных акциях, а также вел правозащитную деятельность, будучи членом движения «Открытая Россия» (основано Михаилом Ходорковским). Его лишили статуса из-за заметок в «Живом журнале» и Facebook, в которых он критиковал практику, устоявшуюся в российской судебной системе, а также некоторых башкирских судей персонально. 

В письме председателя республиканского ВС сообщается, что адвокат публикациями в соцсетях «оскорбляет судебную власть», рассказал “Ъ” господин Буркин. В своей последней заметке в «Живом журнале» 20 июля он заявил, что в 2012 году прокуратура республики выявила факты незаконной передачи в собственность земельных участков на территории Уфимского района. Среди недобросовестных получателей адвокат назвал четырех судей Уфимского райсуда. Уголовного преследования в их отношении не проводилось, совет судей Башкирии, проводивший проверку, нарушений закона не нашел. «Очевидно, что совет судей откровенно отмазал своих коллег»,— резюмировал господин Буркин. 

В материалах «дисциплинарного производства» упоминается также статья адвоката «Как стать федеральным судьей», где обнаружены «некорректные и оскорбительные высказывания в адрес суда, которые выходят за общепринятые нормы поведения». 

О других публикациях Виталия Буркина сказано, что они «носят явно выраженный негативный характер в отношении судебной системы», а их заголовки «содержат шаблонные и провокационные формулировки».

«Любой адвокат при любых обстоятельствах должен сохранять честь и достоинство, присущее профессии,— пояснил “Ъ” вице-президент адвокатской палаты Башкирии Ильшат Махмутов.— Адвокат Буркин на заседаниях квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты республики не смог подтвердить размещенные им в сети некорректные и оскорбительные высказывания в адрес суда, основанные на слухах и его домыслах, чем и дискредитировал профессию адвоката». 

Виталий Буркин заявил “Ъ”, что будет обжаловать решение совета палаты, обратившись для начала в Федеральную палату адвокатов (ФПА). Решение коллег для него стало полной неожиданностью: «По сути, мне вынесли обвинительный приговор, запретив работать по профессии за то, что я смею выражать собственное мнение». 

«Я не готов оценивать степень тяжести примененного к нашему коллеге дисциплинарного взыскания, не зная всех обстоятельств дела,— заявил “Ъ” президент ФПА Юрий Пилипенко.— Мы в Федеральной палате исходим из презумпции добросовестности наших коллег в органах адвокатского самоуправления в региональных палатах». Он также уточнил, что в вопросы восстановления статуса адвоката ФПА, по закону, «не может вмешиваться в принципе». Единственный путь для Виталия Буркина — «это обращение в суд», полагает господин Пилипенко. 

Ежегодно в России более тысячи адвокатов привлекаются к различным видам дисциплинарной ответственности, из которых около ста лишаются своего статуса, сообщил “Ъ” управляющий партнер адвокатского бюро КИАП Андрей Корельский. «Мы видели, когда адвокатская палата Московской области лишила Игоря Трунова статуса адвоката за его оппозиционность к руководству этой же палаты (сентябрь 2016 год.— “Ъ”), видели и лишение статуса Сергея Наумова за ношение шорт в мордовском суде (август 2017 года.— “Ъ”). Однако в дальнейшем суды вернули статус обоим»,— напомнил он. «Теперь мы дошли до высказываний в интернете, и эта новая веха в дисциплинарной адвокатской практике»,— считает господин Корельский

По его мнению, ни закон, ни кодекс профессиональной этики не запрещают критиковать судебную систему, судей и суды, которые не являются частью адвокатского сообщества.

«Вопрос в том, какие именно были высказывания, ведь, как гласит адвокатский кодекс, любые высказывания должны быть корректны. Башкирские суды проверят, носили ли они оскорбительный или клеветнический характер»,— надеется юрист. 

Независимо от судебного решения, дело Виталия Буркина будет «интересно тем, что оно позволит впервые увидеть отношение к этическим критериям публичных высказываний в интернете со стороны судов». И если башкирские суды не восстановят в статусе господина Буркина, то «спор имеет все шансы дойти до Верховного и Конституционного судов РФ», полагает Андрей Корельский.