Центробанк вместо ФСФР. Эта и другие поправки в регулировании ценных бумаг

Центробанк вместо ФСФР. Эта и другие поправки в регулировании ценных бумаг
Время чтения: 37 минут

  • В чем заключается принцип публичной достоверности ценных бумаг
  • Какие полномочия будут у представителя владельцев облигаций
  • Какие вопросы будут решаться на общем собрании владельцев облигаций
В сфере регулирования рынка ценных бумаг произошли и еще готовятся масштабные изменения. Фактически с 1 октября в ГК РФ появилась полностью переработанная и расширенная гл. 7, посвященная этому вопросу. Например, появился принцип публичной достоверности, согласно которому должник по ценной бумаге ограничен в заявлении возражений против требований ее приобретателей (п. 1 ст. 145 ГК РФ). Кроме того, теперь закон прямо закрепляет невозможность истребования именной или ордерной ценной бумаги у добросовестного приобретателя. Собственник таких ценных бумаг сможет защищать свои права путем возмещения убытков в денежной форме, но не виндикацией. В специальном законодательстве также ожидаются масштабные изменения — с 1 июля 2014 года вступит в силу Федеральный закон от 23.07.2013 № 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, не так давно была упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), а ее функции теперь будет выполнять Центральный банк России.

Из закона исчезли государственные облигации 

В Гражданском кодексе РФ появилась фактически полностью переписанная гл. 7 «Ценные бумаги», которая разделена на три параграфа: «Общие положения», «Документарные ценные бумаги» и «Бездокументарные ценные бумаги». Теперь, помимо имущественных прав, ценные бумаги также удостоверяют обязательственные и иные права. Перечень самих ценных бумаг также претерпел целый ряд изменений в сравнении с предыдущей редакцией. Так, в него теперь входят закладная, получившая широкое распространение благодаря развитию рынка ипотечного кредитования, а также паи паевого инвестиционного фонда. А вот такие ценные бумаги, как государственные облигации, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя и приватизационные ценные бумаги, больше прямо не поименованы в законе, что также логично. Данные виды ценных бумаг практически перестали находить свое применение на практике.

Стоит заметить, что простое изъятие какого-либо наименования из перечня не будет влиять на их статус в качестве ценных бумаг, поскольку в законе есть положение о том, что ценные бумаги признаются таковыми в случае указания в законе и в установленном законом порядке.

В Гражданский кодекс РФ введено четкое разграничение на документарные и бездокументарные ценные бумаги.

ЦИТАТА: «Документарные ценные бумаги могут быть предъявительскими (ценными бумагами на предъявителя), ордерными и именными» (п. 1 ст. 143 ГК РФ).

К бездокументарным бумагам будут применяться правила об именных документарных ценных бумагах, правообладатель которых определяется в соответствии с учетными записями (п. 6 ст. 143 ГК РФ).

Такие разделы, как исполнение по ценной бумаге, переход прав, ответственность, особенности истребования ценных бумаг от добросовестного приобретателя, восстановление прав по ценной бумаге, прописаны отдельно в отношении документарных и бездокументарных ценных бумаг. Здесь, пожалуй, наиболее интересными моментами является закрепление принципа публичной достоверности в отношении ценных бумаг, вопросы, связанные с истребованием документарных ценных бумаг у добросовестного приобретателя и с особенностями восстановления прав по ценной бумаге.

Принцип публичной достоверности заключается в ограничении возражений должника по ценной бумаге против требований ее приобретателей, которое не распространяется на недобросовестного приобретателя ценной бумаги (п. 1 ст. 145 ГК РФ). Так, обязанное по ценной бумаге лицо вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между ними. Обязанное по ценной бумаге лицо отвечает по ней даже в том случае, если ценная бумага поступила в обращение помимо его воли.

Принцип публичной достоверности прав из ценной бумаги ограничен добросовестностью ее владельца. При этом действие принципа публичной достоверности не распространяется на случаи, когда владелец ценной бумаги в момент ее приобретения знал или должен был знать об отсутствии основания возникновения прав, удостоверенных ценной бумагой. Это также касается случаев, когда владелец знал о недействительности такого основания, либо об отсутствии прав предшествующих владельцев ценной бумаги, в том числе о недействительности основания их возникновения. Такое правило распространяется и на случаи, когда владелец ценной бумаги не является ее добросовестным приобретателем (абз. 3 п. 1 ст. 145 ГК РФ).

Случаи признания владельца ценной бумаги недобросовестным приобретателем указаны в ст. 147.1 ГК РФ. Таковым, к примеру, является лицо, которое своими обманными или другими незаконными действиями способствовало утрате прав законного владельца на ценную бумагу или в качестве предшествующего владельца знало или должно было знать о наличии прав иных лиц (п. 4 ст. 147.1 ГК РФ).

Также в Гражданском кодексе закреплено правило о том, что обязанное по ценной бумаге лицо при поступлении требования об исполнении обязательства по документарной ценной бумаге может ссылаться на подлог (п. 3 ст. 145). Под подлогом понимается подделка ценной бумаги или подписи на ней.

В новой редакции ГК РФ большое внимание уделено бездокументарным ценным бумагам, в частности учету прав по ним, внесению соответствующих записей по счетам уполномоченным лицом, а также способам защиты нарушенных прав правообладателей, что ранее не было закреплены на уровне закона.

У владельцев облигаций появятся представители

Изменения, которые были внесены в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), в целом касаются трех важных аспектов.

Во-первых, в законе теперь прописана процедура досрочного погашения облигаций. В частности, закреплена возможность досрочного погашения облигаций по требованию их владельцев вне зависимости от указания на такое право в условиях выпуска, в случае существенного нарушения условий исполнения обязательств по облигациям.

Во-вторых, теперь вводится новый институт представителя владельцев облигаций с установлением четких требований в отношении такого представителя, его функций, а также порядка его избрания и замены.

И, в-третьих, теперь в законе появится институт общего собрания владельцев облигаций с регламентацией порядка его проведения и принятия решений.

На этих двух последних существенных изменениях имеет смысл остановиться подробнее.

Итак, появление двух новых для российского права институтов — институт представителя владельцев облигаций и институт общего собрания владельцев облигаций — весьма интересное явление на российском финансовом рынке. Достаточно распространенный в англо-саксонской правовой системе институт доверительного собственника (трасти), действующего в интересах владельцев облигаций (держателей нот или бондов), получил некий вариант реализации в континентальной системе права. Можно ли говорить, что данные институты будут столь же эффективно применяться в российских сделках?

Согласно закону для целей представления интересов владельцев облигаций и для защиты их прав эмитент вправе, а в ряде случаев, перечисленных в законе, обязан определить представителя владельцев облигаций. Представитель будет представлять интересы владельцев облигаций в отношениях с эмитентом, лицом, предоставившим обеспечение, а также иными лицами и органами государственной власти (включая суды).

Некоторые эксперты могут увидеть здесь возможность для злоупотреблений со стороны эмитента, который фактически связан с представителем владельцев облигаций договором. Безусловно, риск недобросовестного поведения есть. Однако для добросовестного эмитента возникает другой определяющий фактор — найти лицо, через которое можно было бы эффективно вести переговоры с инвесторами и выполнять свои обязательства перед ними.

Пожалуй, более критичным здесь является вопрос о том, насколько представитель владельцев облигаций обладает достаточным опытом и ресурсами, чтобы быть эффективным в ходе подобных переговоров как с эмитентом, так и с владельцами облигаций, а также имеет ли он возможность осуществлять свои функции, в частности соответствующий мониторинг и проверку деятельности эмитента. Напомним, что согласно закону представителем может выступать как профессиональный участник, так и любое российское юридическое лицо, которое существует не менее 3 лет. И хотя есть ряд ограничений в отношении лиц, подконтрольных эмитенту либо контролирующих эмитента, все же этот перечень достаточно широк.

В Законе № 39-ФЗ достаточно подробно изложены функции представителя, к которым относятся: исполнение решений общего собрания владельцев облигаций; выявление обстоятельств, которые могут повлечь за собой нарушение их прав и интересов; контроль за исполнением эмитентом обязательств по облигациям; принятие мер для защиты прав и законных интересов владельцев облигаций; информирование о событиях, затрагивающих их права и интересы (случаи неисполнения, обстоятельства, которые могут повлечь нарушения и проч.); извещение об обстоятельствах, в силу которых он перестает соответствовать необходимым требованиям представителя и проч., а также иные функции, предусмотренные законодательством, условиями выпуска или решением общего собрания владельцев облигаций.

В связи с выполнением указанных функций, представитель обладает рядом полномочий. Так, он вправе: давать согласие на внесение эмитентом изменений в эмиссионную документацию; требовать предоставления информации; требовать от лица, осуществляющего учет прав, список владельцев бумаг; присутствовать без права голоса на общих собраниях акционеров; осуществлять полномочия залогодержателя, бенефициара или кредитора по поручительству в случае выпуска облигаций с обеспечением.

Как уже упоминалось, услуги представителя оплачиваются эмитентом на основании договора между ним и представителем, за исключением судебных расходов, что, по мнению ряда авторов, является спорным моментом в отношении непредвзятости и независимости представителя владельцев облигаций. Логика здесь такова: эмитент фактически платит за тот комфорт, который он получает, когда имеет дело с единственным источником взаимодействия при множественности на стороне инвесторов. Такая же ситуация происходит и с рейтинговым агентством, услуги которого фактически оплачиваются эмитентом при присвоении рейтинга ценным бумагам для их публичного обращения.

Расширен перечень существенных нарушений условий исполнения обязательств по облигациям

Дополнительное указание в законе призвано обеспечить защиту интересов инвесторов. Однако эти изменения носят скорее технический характер, поскольку в эмиссионной документации процедура досрочного погашения облигаций зачастую прописана достаточно подробно. Эта процедура включает в себя перечисленные ниже случаи: 

1) просрочка исполнения обязательства по выплате очередного процентного дохода по облигациям на срок более 10 рабочих дней, если меньший срок не предусмотрен условиями выпуска облигаций;
2) просрочка исполнения обязательства по выплате части номинальной стоимости облигаций на срок более 10 рабочих дней, если меньший срок не предусмотрен условиями выпуска облигаций, в случае, если выплата номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям;
3) просрочка исполнения обязательства по приобретению облигаций на срок более 10 рабочих дней, если меньший срок не предусмотрен условиями выпуска облигаций, в случае, если обязательство эмитента по приобретению облигаций предусмотрено условиями их выпуска;
4) утрата обеспечения по облигациям или существенное ухудшение условий такого обеспечения (п. 5 ст. 17.1 Закона № 39-ФЗ в редакции, дей ствующей с 1 июля 2014 года).

Полномочия общего собрания владельцев облигаций

Общее собрание владельцев облигаций как коллегиальный орган также играет важную роль в цепочке взаимодействия «эмитент-представитель владельцев облигаций-общее собрание владельцев облигаций», являясь, по сути, последним этапом для принятия окончательного согласованного решения. Оно решает обязательные для всех владельцев облигаций вопросы: 
  • о согласии на внесение эмитентом изменений в эмиссионные документы, связанные с объемом прав по облигациям и порядком их осуществления, если решение этого вопроса не принимается представителем владельцев облигаций самостоятельно (на основании отдельного решения общего собрания);
  • об отказе от права требовать досрочного погашения облигаций или предъявлять требования к лицу, предоставившему обеспечение, в случае возникновения у владельцев указанных прав;
  • о согласии на заключение от имени владельцев облигаций соглашения о прекращении обязательств по облигациям предоставлением отступного или новации, а также об утверждении условий указанного соглашения;
  • об отказе от права на обращение в суд с требованием к эмитенту облигаций и (или) лицу, предоставившему обеспечение по облигациям эмитента, в том числе с требованием о признании указанных лиц банкротами;
  • о предоставлении представителю владельцев облигаций права самостоятельно принимать решение по вопросу внесения изменений в эмиссионные документы;
  • об избрании представителя владельцев облигаций;
  • по иным вопросам, предусмотренным законом.
Законом также определен кворум для принятия решений общим собранием и иные вопросы процедурного характера. Полномочия собрания владельцев облигаций полностью совпадают с международной практикой по данным вопросам, где облигационеры с помощью голосования на собраниях достигают три основные цели. Во-первых, излагают свои позиции через участие в голосовании, во-вторых, определяют те права, которые могут быть нивелированы в отношении конкретного вопроса или, наоборот, в отношении которых будет необходим дополнительный кворум, а также защищают интересы миноритариев от недобросовестного поведения большинства.

Полномочия ФСФР теперь перешли к Центробанку

Сейчас уже произошло упразднение ФСФР России с переходом всех ее функций и полномочий к Центробанку, а также с передачей ряда полномочий от Минфина России и от Правительства РФ в сфере нормативного регулирования.

Построение такого мегарегулятора — сложный и комплексный процесс. Если проанализировать изменения в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон № 86-ФЗ), то кроме фактически зеркального переноса функций ФСФР на Центробанк нет проработанной структуры, которая могла бы дать ясное понимание того, каким образом будет функционировать новый мегарегулятор. И хотя дальнейшее развитие данного института и предполагает принятие дополнительных законодательных актов, в настоящее время мы можем только предполагать, насколько эффективной будет данная система. Пока вопросы, связанные с регулированием ценных бумаг, продолжают решаться на базе инфраструктуры бывшей ФСФР.

И здесь, пожалуй, стоит остановиться на примере Великобритании, где совсем недавно произошли аналогичные изменения, но с более проработанным механизмом их внедрения и реализации. 1 апреля 2013 года вступил в силу Закон о финансовых услугах (The Financial Services Act 2012), который внес множество изменений в регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании. Закон упразднил Службу финансового надзора (The Financial Services Authority (FSA)) и переложил полномочия по регулированию и надзору в сфере финансовых рынков на Банк Англии. Причем, реформирование всей внутренней структуры Банка было проработано и внедрено уже на момент упразднения Службы финансового надзора, а не после.

В структуре Банка Англии появились новые органы и структуры: орган пруденциального регулирования (ОПР) (The Prudential Regulation Authority (PRA)), ответственный за регулирование в отношении депозитариев, страховых компаний и крупных инвестиционных компаний; орган по финансовому поведению (ОФП) (The Financial Conduct Authority (FCA)), который отвечает за надлежащее функционирование финансовых рынков и регулирование деятельности всех компаний финансового сектора.

Сам Банк Англии продолжает выполнять свои полномочия по поддержанию финансовой стабильности в Великобритании, и в целях усиления данного направления был создан Комитет по финансовой политике (Financial Policy Committee) для осуществления макропруденциального надзора и регулирования, в целях минимизации и исключения системного риска для финансовой системы в целом. Также на Банк Англии была возложена обязанность по регулированию таких инфраструктур финансового рынка, как центральные контрагенты и клиринговые системы. Отдельное взаимодействие детально прописано между Банком Англии и Казначейством в отношении вопросов, связанных с урегулированием финансового кризиса.

Перед нами действительно замечательный пример четко выстроенной системы контроля и надзора. И это может служить лишь наглядной иллюстрацией того, что для разработки эффективно функционирующего мегарегулятора в России еще предстоит предпринять множество дополнительных шагов.

Таким образом, можно сказать, что изменений в сфере регулирования рынка ценных бумаг много, они затрагивают как частноправовую, так и публично-правовую сферы, носят комплексный характер и при отсутствии подобной правоприменительной практики потребуют усилий со стороны всех участников рынка для их дальнейшего эффективного внедрения.