Статистика рассмотрения дел арбитражными судами в 2011 году: налоговые споры

Время чтения: 5 минут

24 января 2012 года на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ была опубликована статистика рассмотрения дел арбитражными судами в 2011 году (в сравнении с 2008, 2009, 2010 годами).

Представляет интерес статистика в части дел с участием налоговых органов.

В 2011 году арбитражными судами было рассмотрено 98 313 дел, связанных с применением налогового законодательства. По сравнению с 2010 годом наблюдается рост числа «налоговых дел» на 6,4%.

Однако из почти 100 тысяч этих дел только 26 358 касаются оспаривания результатов проверок и обжалования действий налоговых органов. В оставшейся части львиную долю традиционно составляют дела о взыскании с организаций и граждан обязательных платежей: 69 795 дел, а также дела о возврате из бюджета излишне взысканных средств (1 571), о ликвидации организаций (1 041) и о привлечении к административной ответственности (2 292).

При этим, в части дел «об оспаривании» наблюдается устойчивая тенденция к сокращению количества дел – по сравнению с 2008 годом количество дел последовательно снизилось почти вдвое (2008 год – 50 685 дел, 2009 – 35 368 дел, 2010 – 31 514 дел, 2011 – 26 358 дел).

На мой взгляд, введение процедуры обязательного досудебного урегулирования не является основной причиной сокращения количества дел – процент удовлетворения жалоб налогоплательщиков в вышестоящие налоговые органы не вырос до 50-60%.

Причины такого устойчивого сокращения кроются в различных факторах: здесь и относительная устойчивость налогового законодательства, и фактичекская отмена правила об обязательной проверке не реже чем раз в 3 года, и ряд других причин.

Но наиболее тревожной тенденцией является постепенное снижение процента удовлетворенных требований  налогоплательщиков:

  • в 2008 году удовлетворено 70% дел «об оспаривании»,
  • в 2009 году уже 66,3%,
  • в 2010 – 64%
  • в 2011 – 62,8%.
То есть доля дел, удовлетворенных в пользу налогоплательщиков, все еще высока, но неуклонно снижается к критической отметке в 50%. При этом каких-то фундаментальных причин не усматривается. Наблюдается рост компетенции налоговых проверяющих, но растет и компетенция налоговых юристов. Вместе с тем налоговые органы ориентируются не на количество, а на качество, но и налогоплательщики не допускают откровенных ошибок и явной «налоговой оптимизации». Получается, что выигрывать налоговые споры становится все сложнее и сложнее.