Россия начала получать свою долю прибыли от СРП «Сахалин-2»

Время чтения: 21 минута

Проект «Сахалин-2», осуществляемый на условия соглашения о разделе продукции (СРП), начал приносить прибыль государству — Российская Федерация с марта 2012 года будет ежемесячно получать свою долю прибыльной продукции. Россия начала получать свою долю прибыли от СРП «Сахалин-2».

«Раздел продукции начался раньше запланированного. Это не только следствие благоприятной конъюнктуры рынка, но и, в первую очередь, результат усилий компании и ее сотрудников по оптимизации производства при постоянной поддержке наших акционеров», — заявил Андрей Галаев, главный исполнительный директор компании Sakhalin Energy.

В соответствии с СРП раздел продукции наступает после возмещения всех затрат на реализацию проекта. «Общая сумма возмещенных затрат на реализацию проекта "Сахалин-2" составила 24,5 млрд долларов США. Эта сумма включает в себя капитальные и операционные затраты по первому и второму этапу проекта, — говорится в пресс-релизе оператора проекта. — В 2012 году, по прогнозам компании, при цене на нефть в 100 долларов США за баррель, российская сторона СРП получит (без учета роялти и налога на прибыль) около 0,5 млрд долларов США в виде доли прибыльной продукции».

Всего, как утверждают в компании, в 2011 году в бюджеты разных уровней было перечислено более 1,14 млрд долларов в виде налогов и других обязательных платежей. «С учетом поступлений от проекта в 2011 году, общая сумма средств, поступивших Российской стороне по СРП за все время реализации проекта (в 1995-2011 годах), составила около 3 млрд долларов США. До конца проекта платежи российской стороне превысят 100 млрд долларов США», — сообщает Sakhalin Energy.

Напомним, что проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами 600 млн тонн нефти и конденсата и 700 млрд кубометров газа. Помимо буровых платформ планируется построить нефтяной экспортный терминал на побережье залива Анива. Оператором «Сахалина-2» является Sakhalin Energy, где доля «Газпрома» составляет 50% плюс одна акция, Shell — 27,5%, Mitsui — 12,5% и Mitsubishi — 10% акций.

Получение «Газпромом» контроля над проектом «Сахалин-2» было достаточно скандальным и сопровождалось многочисленными утверждениями, что сам принцип СРП порочен, несправедлив для государства и от него надо отказываться.

«Если и винить кого-то в несправедливости принципов, заложенных в СРП, то только чиновников, которые согласились на его подписание от имени государства, — полагает партнер адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Антон Самохвалов. — Суть СРП именно в том, чтобы предоставить инвесторам комфортный срок реализации проекта. С течением этого срока меняются экономические условия, поэтому и условия СРП могут начать "казаться" несправедливыми. Но это не означает возможности государству по своему усмотрению их менять. Это подрывает сами основы этого института. К такому инструменту, как СРП, государства прибегают в тех случаях, когда на иных условиях реализовать проект невозможно (отсутствие технологий, длительность проекта, высокая стоимость реализации и нерентабельность проекта при существующей налоговой нагрузке). Поэтому чаще всего СРП заключают в развивающихся странах. В то время, когда заключали СРП по проекту "Сахалин-2", вероятно, это было для России выгодно. Сейчас, наверное, нет. Но опять же это не означает наличие возможности и необходимости менять действующие СРП».

Только за 2011 год прибыль с трех проектов СРП, реализуемых в РФ, составила 3 млрд долларов, напоминает директор департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток. «В 2012 году, как ожидается, этот показатель увеличится до 3,6 млрд долларов. Этих показателей вполне достаточно для того, чтобы дать положительную оценку СРП, — говорит он. — Что касается самого принципа СРП, то в период подписания соглашений по этим проектам Россия нуждалась в инвестициях. Без иностранных вложений запуск "Сахалина-1", "Сахалина-2", Харьягинского месторождения был в тот период невозможен. На момент заключения соглашений проекты СРП считались одним из самых перспективных развитий нефтегазовой отрасли РФ. Впоследствии экономическая обстановка в стране стабилизировалась, резко увеличилось значение нефтегазового сектора, выросли финансовые возможности российских компаний, условия, на которых иностранцы разрабатывали СРП стали невыгодны РФ. Это и привело к скандальным вхождениям в проекты СРП российских госкомпаний».

Аналитик отмечает, что СРП — это принцип, который был необходим и выгоден всем участникам в конкретный период времени. «Сейчас условия изменились, принципы СРП сегодня, возможно, и применимы, однако уже появились более эффективные формы совместной работы. Поэтому возвращение к этой форме привлечения иностранных инвестиций сейчас вряд ли возможно», — считает он.

Российские проекты по принципу СРП были заключены еще в 90-х годах, соглашается начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «С экономической точки зрения в настоящее время не так интересно подобное взаимодействие, т.к. цены на нефть выросли, и наши собственные компании в настоящее время в достаточной мере обладают собственными оборотными средствами, — говорит он. — Плюсы таких соглашений в минимизации собственных затрат и рисков при разработке месторождения. Однако потом приходится расставаться со значительной частью выручки. Возможно, что при разработке наиболее рисковых проектов такой принцип актуален. В особенности, когда затраты очень высоки, а результат может не быть сугубо положительным. И тогда высокие риски оплачиваются будущей выручкой. В целом, лучше самим брать ответственность и детально просчитывать возможные риски».

Как правило, когда говорят о минусах соглашений о разделе продукции, приводят в пример недостатки конкретных соглашений, и пытаются экстраполировать их на сам принцип подобных контрактов, отмечает аналитик Allianz РОСНО Управление активами Ариэл Черный «Традиционно, выделяют 2 группы недостатков, причем обе объясняются неблаговидным поведением компаний-участников и/или коррупцией, — говорит он. — Во-первых, получение иностранными компаниями по тем или иным причинам чрезмерно большой доли выгод от проекта. Во-вторых, завышение смет/сроков реализации, в результате чего потенциальная выгода государства от СРП сокращается».

Проект «Сахалин-2» в полной мере столкнулся с этими двумя недостатками. Однако, считает аналитик, несмотря ни на что, выгоды от него (и от других возможных проектов СРП) очень сильно превосходят издержки. «СРП могут и должны применяться там, где у государства не хватает финансовых, управленческих или технологических ресурсов для осуществления проекта, — рассуждает он. — "Сахалин-2" продемонстрировал это в полной мере. В середине 90-х российские игроки не хотели даже связываться с разработкой месторождении на Сахалине, а теперь именно там запущен пока единственный в России завод СПГ. Это дало возможность вовремя выйти на азиатские рынки и создало стимулы для развития нефте- и газодобычи и переработки в всем регионе. По таким же принципам должны заключаться и будущие СРП. Они крайне желательны там, где потенциальные выгоды велики, но российские компании пока сами не готовы заниматься разработкой».

Хотя ситуация с необходимым для осуществления проектов финансовым капиталом за последние 10-15 лет в России действительно кардинально улучшилась, но управленческие и технологические компетенции по-прежнему оставляют желать лучшего, отмечает Ариэл Черный. «Для компенсации этого недостатка вполне можно использовать СРП. А хорошее финансовое состояние позволит российской стороне чувствовать себя уверенно при обсуждении конкретных условий каждого соглашения», — полагает он.

Аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Виталий Михальчук считают, что как показала реализация проекта «Сахалин-2», договоры по соглашению о разделе продукции довольно эффективны. «В 2010-м году поступления по проекту "Сахалин-2" составили 1,8 млрд долларов, в 2011 году — 1,14 млрд долларов. "Сахалин-2" включает добычу нефти и завод СПГ, продукция которого направляется в страны АТР. 65% газа закупает Япония, большая часть остального газа направляется в Южную Корею, — напоминают они. — Скорее всего, в будущем мы увидим и другие контракты СРП, прежде всего если доступ к шельфу получат российские частные нефтяные компании. Однако активная разработка шельфа возможна не ранее 2015-2016 года, когда наиболее крупные проекты в Восточной Сибири выйдут на плановую мощность, и компании будут искать новые источники увеличения добычи. Такие соглашения позволяют увеличить доходы бюджета, привлечь к разработке проекта иностранных партнеров и сократить время реализации проектов».

Собственно говоря, все споры по СРП уже давно закончились, утверждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Эта практика признана эффективной и может быть распространена на другие проекты в России, в том числе и при освоении российского шельфа. То, что практика эффективна, подтверждается и данными Минэнерго РФ, согласно которым, к концу 2011 года Россия суммарно получила от этих соглашений почти 11 млрд долларов. Причем эти показатели растут год от года, — говорит он. — Кроме того, эффективность СРП доказана и производственными результатами, так, показатели по добыче нефти и газа по сахалинским проектам и Харьягинскому СРП в 2011 году были выше запланированных (суммарный объем по добыче нефти составил 15,2 млн тонн, по добыче газа — 23,5 млрд кубометров)».

Естественно, говорит аналитик, что плюсов у СРП больше, иначе бы его не применяли при освоении месторождений, причем не только в нашей стране. «Они выгодны и подрядчику СРП, потому что он получает доступ к ресурсам, которые добывает, и часть прибыли забирает себе. И государству выгодно СРП, потому что оно, не тратя огромных средств, получает доход, развивает отдаленные регионы страны, поддерживает добычу полезных ископаемых, — считает он. — Скорее всего, что соглашения о разделе продукции будут применяться и при освоении российского шельфа. Консультации по этому вопросу идут».

Источник: Эксперт online